МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

В целях реализации Национальных проектов в области образования, улучшения воспитательной деятельности образовательных учреждений и упорядочения работы классных руководителей приказываю:

1. Утвердить Примерное положение о классном руководителе (приложение).

2. Руководителям муниципальных органов управления образованием:

Довести данный Приказ до сведения руководителей общеобразовательных учреждений;

Обеспечить контроль за деятельностью образовательных учреждений по своевременному внесению изменений в локальные акты;

При оценке деятельности образовательных учреждений по организации воспитательной работы руководствоваться Примерным положением о классном руководителе.

3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя министра Пономаренко С.Н.

Министр
А.ИЗЪЯНОВ

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

В период социально-экономических преобразований в нашей стране воспитание детей и подростков приобретает особое значение для развития общества. Школа является важным звеном в системе воспитания, усложнение социальной ситуации воспитания требует переосмысления педагогических и методических основ организационной работы школы.

Классное руководство как традиционное школьное явление также подвергается осмыслению.

Гуманно-личностный подход, возрождая отечественную традицию воспитания, открывает новые пути и способы формирования содержания воспитания.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы школы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий обучение и воспитание. Необходимо создание воспитательной системы нового типа, основанной на глубоком изучении личности школьника, индивидуальном подходе к нему на основе этого изучения, направленной на развитие личности с учетом интересов, на организацию взаимоотношений учащихся друг с другом, с учителями, с окружающим миром.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В классном коллективе воспитательную работу организуют: классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель предметник, являющийся наставником учащихся одного класса; классный воспитатель (освобожденный классный руководитель).

I. Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Основное назначение классного руководителя обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Цели воспитательной деятельности классного руководителя:

Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта);

Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни, знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни;

Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Основные задачи классного руководителя:

Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.

Основные направления, виды и формы деятельности классного руководителя:

1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:

Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать;

Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и др.);

Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения;

В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с "трудным" поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;

Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т.д.

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):

Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений;

Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;

Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо - идти на компромисс;

Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства;

Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:

Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей;

Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;

Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя-предметника;

Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т.д.;

Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т.д.;

Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства.

4. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе.

5. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.

6. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.

7. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

8. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.

II. Функция и содержание работы классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

а) Аналитическая, которая диктует следующее содержание работы:

Изучение индивидуальности учащегося;

Анализ и изучение характера развивающегося коллектива и личности;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

б) Организационно-координирующая, дающая следующее содержание работы:

Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;

Установление связи школы и семьи;

Работы с малым "педколлективом";

Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности.

в) Коммуникативная, обязывающая классного руководителя:

Регулировать межличностные отношения между детьми;

Устанавливать оптимальные взаимоотношения учитель - ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

Помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.

Также классный руководитель осуществляет:

г) воспитательные,

д) проектирующие,

е) развивающие,

ж) оценивающие,

з) охранно-защитные,

и) корректирующие,

к) методические функции.

III. Формы работы классного руководителя с детьми

Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы. При этом следует учитывать, что приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические, позволяющие ребенку осознавать самого себя. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

Работу воспитателя может облегчить специальная картотека так называемых воспитательных мероприятий, которую следует составлять по мере накопления опыта.

IV. Полномочия классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

Получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

Контролировать успеваемость каждого ученика;

Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, "малых" педсоветов и других форм коррекции;

Выносить на рассмотрение администрации, Методического совета или Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся;

Отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

Определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

Вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

Апеллировать к Совету школы в случае несогласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня нравственного воспитания учащихся;

Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы;

Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой;

Создавать собственные воспитательные программы, работать над созданием воспитательной системы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди";

Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности, в исполнительных органах власти.

Классный руководитель обязан:

Организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

Фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом родителей и администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

Оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогические карты на каждого ученика, классный журнал, план воспитательной работы и др.;

Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка.

Классный руководитель не имеет права:

Унижать достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником;

Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать);

Использовать семью, родителей или родственников для наказания ребенка;

Обсуждать за глаза своих коллег. Представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен уметь:

Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности;

Видеть и формулировать свои воспитательные цели;

Составить план воспитательной работы в классе, разработать программу воспитательной деятельности;

Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.;

Анализировать собственную деятельность и ее результаты;

Организовать и провести родительское собрание и другую работу с родителями;

Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

V. Классный руководитель должен знать:

Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию;

Школьную гигиену;

Педагогическую этику;

Теорию и методику воспитательной работы;

Основы трудового законодательства.

В своей работе руководствоваться законодательными актами РФ и РК, нормативными правовыми документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и высшей школы РК:

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена - Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (письмо МО РФ от 15.12.2002 N 30-51-914/16);

О реализации решения коллегии Минобразования России от 25.12.2001 N 19/2 (Приказ МО РФ от 25.01.02 N 193);

Программа развития воспитания в системе образования Республики Коми на 2002 - 2005 гг. (Приказ МО и ВШ Республики Коми от 27.11.2002 N 15).

V. Критерии оценки работы классного руководителя

Основными критериями оценки работы классного руководителя являются мера повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.

Критерием оценки служит и мера развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.

VI. Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать условия:

Материально-техническое обеспечение;

Административную поддержку и методическую помощь;

Систематическое научно-теоретическое осмысление проблемы классного руководства.

ПОЛОЖЕНИЕ

КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №2065»

Москва

2014

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет лицо, ответственное за воспитательную работу в подразделении.

1.3. За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное вознаграждение, размер которого определяется муниципальным органом управления образованием или руководителем общеобразовательного учреждения.

Размер дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя определяется органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

1.4. Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за преподавателем с его согласия, исходя из интересов школы с учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.

1.5. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель – профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.

1.6. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании» Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим положением), трудовым договором.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими советами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

2.2. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.3. Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

3. Функции классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:

  • изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
  • выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
  • изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
  • изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;
  • прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
  • прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
  • построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
  • предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

  • координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
  • координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
  • организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, педагогом - организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
  • содействии в получении обучающимися дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, объединения и т.д.) как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования;
  • участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики;
  • координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
  • организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;
  • заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя информацию медицинских работников образовательного учреждения и родителей, здоровьесберегающие технологии;
  • ведении документации классного руководителя и классного электронного журнала.

3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

  • развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми;
  • оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
  • содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка;
  • оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом;
  • информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

  • контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
  • контроле за самочувствием обучающихся.

4. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель обязан:

4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.

4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.

4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

4.4. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

4.5. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.

4.6. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

4.7. Пропагандировать здоровый образ жизни.

4.8. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.

4.9. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса.

4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе. План классного руководителя не должен находиться в противоречии с планом работы школы.

4.12. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.

4.13. Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, классный журнал, проверять дневники обучающихся (при наличии заявления от родителей)), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности обучающегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

4.14. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей.

4.15. Готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе по требованию администрации школы.

4.16. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.

4.17. Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

5. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса.

5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

5.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.

5.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.

5.5. Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

5.6. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.

5.7. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования.

5.8. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением.

5.9. Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, если они могут нанести психологическую или физическую травму обучающемуся.

5.10. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов.

6. Организация деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:

6.1. Классный руководитель ежедневно:

  • определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
  • проверяет внешний вид обучающихся;
  • организует и контролирует дежурство обучающихся в классных кабинетах;
  • организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении;

6.2. Классный руководитель еженедельно:

  • проверяет ведение обучающимися бумажных дневников с выставлением отметок за неделю, (если есть заявление родителей);
  • проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;
  • организует работу с родителями (по ситуации);
  • проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
  • анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся;

6.3. Классный руководитель ежемесячно:

  • посещает уроки в своем классе;
  • получает консультации у психолога и отдельных учителей;
  • организует заседание родительского совета класса;
  • организует работу классного актива;
  • решает хозяйственные вопросы в классе;

6.4. Классный руководитель в течение учебного триместра:

  • оформляет и заполняет классный электронный журнал;
  • участвует в работе методического объединения классных руководителей;
  • проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за триместр, состояние успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
  • проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый триместр;
  • проводит классное родительское собрание;
  • представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за триместр;

6.5. Классный руководитель ежегодно:

  • оформляет личные дела обучающихся;
  • анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;
  • составляет план воспитательной работы в классе
  • собирает и предоставляет в администрацию школы, статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

6.6. Предусмотренный еженедельно классный час, обязательный для проведения классным руководителем и посещения обучающихся. Неделя, содержащая общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустима. Администрация должна быть своевременно информирована о невозможности проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин.

6.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности школы проведение досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек, «огоньков»), не предусмотренных планом школы и годовым планом классного руководителя, не допускается.

6.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в триместр.

6.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.

6.10. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить поддержку от родителей в расчёте 1 человека на 15 обучающихся. О проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном виде доводит до сведения руководителя структурного подразделения (корпуса).

6.11. За организацию досуговой деятельности обучающихся (экскурсий, походов…) в выходной день (воскресенье) классному руководителю предоставляется отгул во время каникул или очередного отпуска удобного для педагога и режима школы.

6.12. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

7. Документация классного руководителя

Классный руководитель ведёт следующую документацию:

  • классный электронный журнал (в т.ч страницы в журналах по ПДД, ППБ, ТБ);
  • анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы общеобразовательного учреждения). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией школы
  • план работы – сетка на каждый триместр (в план-сетку не включатся дела, не связанные с классным руководством);
  • социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы);
  • результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;
  • характеристики на обучающихся;
  • протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний;
  • разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов);
  • материалы методической работы по классному руководству;
  • отчеты, аналитические материалы.

8. Критерии оценки работы классного руководителя

8.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом образовательного учреждения.

Администрация общеобразовательного учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя , Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

1.3. За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное вознаграждение из надтарифного фонда, размер которого определяется муниципальным органом управления образованием или руководителем общеобразовательного учреждения.

1.4. Размер дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя определяется органами государственной власти Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

2.2. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.

2.3. Задачи деятельности классного руководителя:

Формирование и развитие коллектива класса;

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Формирование здорового образа жизни;

Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Защита прав и интересов обучающихся;

Организация системной работы с обучающимися в классе;

Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

3. Функции классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:

· изучении индивидуальных особенностей обучающихся;

· выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

· изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

· изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;

· прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива;

· прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

· построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;

· предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

4.7. Пропагандировать здоровый образ жизни.

4.8. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.

4.9. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.

4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.

6.6. Воспитательные мероприятия для обучающихся проводятся не менее двух в месяц (без классных часов).

6.7. Классные часы проводятся не менее двух раз в месяц.

6.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в два месяца.

6.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

7. Документация классного руководителя

Классный руководитель ведет следующую документацию:

Анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы общеобразовательного учреждения). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется школьным методическим объединением классных руководителей;

План работы – сетка на каждую четверть (в план-сетку не включатся дела, не связанные с классным руководством);

Социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией школы);

Результаты педагогического, социологического, психологического, физического исследования обучающихся класса;

Разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т. ч. классных часов);

Материалы методической работы по классному руководству;

Отчеты, аналитические материалы.

8. Критерии оценки работы классного руководителя

8.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

8.2. Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается научно-методическим (методическим) или Педагогическим советом образовательного учреждения.

8.3. Администрация общеобразовательного учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.

* Данное Положение является примерным, в связи с чем, подлежит корректировке со стороны администрации общеобразовательного учреждения. Утверждается приказом директора школы.

ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ

МБОУ гимназии №69 им.С.Есенина г.Липецка

1. Общие положения

1.1. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.

1.2. В своей деятельности классный руководитель руководствуется

Законом Российской Федерации «Об образовании»,

Декларацией прав и свобод человека,

Конвенцией о правах ребёнка,

Типовым положением об общеобразовательном учреждении,

Уставом гимназии,

Локальными актами гимназии,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ».

1.3 Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора гимназии. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе. Координацию работы и общее руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора гимназии по воспитательной работе.

1.5. За выполнение обязанностей классного руководителя педагогу устанавливается доплата, размер которой определяется «Положением о доплатах и надбавках к должностным окладам работников гимназии».

1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией гимназии, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей), классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.

2. Должностные обязанности классного руководителя

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный процесс, строящийся на основе концепции воспитательной системы гимназии, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед коллективом гимназии, и ситуации в классном коллективе.

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся и осуществляет их воспитание.

2.2. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе.

2.3. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания обучающихся гимназии.

2.4.Проводит организационно-координирующую работу по взаимодействию с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами гимназии.

2.5. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания.

2.6. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе.

2.7. Вовлекает в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

2.8. Оказывает помощь обучающимся в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

2.9. Способствует формированию у обучающихся нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение к правам человека.

2.10. Проводит работу по профилактике у обучающихся девиантного поведения, вредных привычек.

2.11. Оказывает помощь в организации самоуправления в коллективе обучающихся, регулировке межличностных отношений в классе, формировании коммуникативных качеств у обучающихся.

2.12. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействует с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими).

2.13. Соблюдает права и интересы обучающихся.

2.14. Ведет документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

2.15. Заботится о внешнем виде гимназиста, ведет разъяснительную работу среди родителей о необходимости введения гимназической формы.

2.16. Организует питание обучающихся, ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного и платного питания.

2.17. Систематически повышает свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии; участвует в деятельности кафедры воспитательной работы, в работе педагогического совета гимназии.

2.18. Обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию гимназии об обнаружении у обучающихся оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсических веществ.

2.19. Оперативно извещает администрацию гимназии о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.

2.20. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

2.21. Организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.

2.22. Соблюдает этические нормы поведения в гимназии, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

3. Права классного руководителя.

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

3.1. участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом гимназии, выносить на рассмотрение администрации, педагогического совета предложения по вопросам своей деятельности;

3.2. защищать профессиональную честь и достоинство;

3.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

3.4. защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

3.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания;

3.7. посещать уроки других учителей в закрепленном за ним классе с целью изучения учащихся и контролем за ходом учебно-воспитательного процесса в классе;

3.8. давать обучающимся во время нахождения в гимназии обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся гимназии;

3.9. получать информацию о психическом и физическом здоровье обучающихся;

3.10. контролировать успеваемость каждого ученика, посещаемость учебных занятий воспитанниками;

3.11. координировать и направлять в единое русло работу учителей-предметников данного класса;

3.12. приглашать в гимназию родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам, связанным с деятельностью классного руководителя.

4. Организация работы классного руководителя.

4.1. Общие принципы организации работы классного руководителя определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава гимназии, настоящего Положения.

4.2. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:

Классный руководитель

Ежедневно :

Организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;

Контролирует: посещаемость учебных занятий обучающимися; успеваемость обучающихся; организацию питания обучающихся; соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся, если такие требования предусмотрены Уставом гимназии;

Оказывает помощь органам ученического самоуправления класса;

Еженедельно:

Проверяет дневники обучающихся;

Анализирует состояние успеваемости в классе;

Проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием;

Организует работу с родителями (лицами их заменяющими);

Проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;

Ежемесячно:

Проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей;

Организует работу классного актива;

Организует заседание родительского комитета класса;

В течение учебной четверти:

Участвует в работе методического объединения классных руководителей;

Проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

Заполняет классный журнал;

Проводит классное родительское собрание;

Представляет в учебную часть гимназии отчёт об успеваемости обучающихся за четверть;

Ежегодно:

Оформляет личные дела обучающихся;

Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года;

Составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует его;

Собирает и представляет в администрацию гимназии статистическую отчётность (успеваемость, материалы для отчёта по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников, иные установленные формами статистической отчётности материалы по направлению деятельности);

В каникулярное время:

Организует работу с классом по дополнительному плану;

Организует и контролирует занятость обучающихся «группы риска».

5. Ответственность классного руководителя

5.1. Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящим положением, классный руководитель несет ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании Управляющего совета заседании педагогического совета

О.В Горбачева УТВЕРЖДАЮ:

Д.С. Иванов

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководителе

1. Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, ФГОС начального общего, основного общего образования, нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует деятельность классного руководителя.

Возложение на педагогического работника обязанностей по выполнению функций классного руководителя классного ученического коллектива осуществляется приказом директора по школе. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное вознаграждение, размер которого определяется положениями об оплате труда и стимулирующих выплатах школы.

Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классный руководитель – профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка в урочное и внеурочное время и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения, в целях духовно-нравственного развития обучающихся класса.

Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а так же Уставом МБОУ «ООШ №37» (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящим положением ).

Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами ученического самоуправления, родителями (законными представителями детей ), классным и общешкольным родительскими комитетами.

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава и плана работы школы, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

2.2 . Задачи деятельности классного руководителя:

Защита прав и интересов обучающихся;

Обеспечение условий для нравственного и психического здоровья обучающихся класса, формирование у них здорового образа жизни;

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, само- утверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся;

Формирование и развитие коллектива класса, поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

Организация системы гуманистических отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

Организация системной работы с обучающимися класса по достижению ими личностных и метапредметных результатов, становления личностных характеристик выпускника, в том числе координация усилий всех социальных партнеров классного коллектива, педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое, социально-психологического и медико-социального сопровождение;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) ребенка с целью обеспечения задач воспитания и социализации;

Изучение образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности;

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

Организация деятельности обучающихся по ведению портфеля достижений.

3. Функции классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:

Изучении индивидуальных особенностей обучающихся, образовательных потребностей и интересов обучающихся, становления личностных характеристик обучающихся;

Выявление динамики развития личностных характеристик обучающегося, достижения им личностных планируемых результатов;

Выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;

Изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;

Изучении и анализе влияния малого социума на обучающихся класса;

Прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива;

Прогнозировании результатов воспитательной деятельности;

Построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе гимназии в целом;

Предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:

Координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;

Координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления, реализации проектной деятельности;

Организации взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся и достижения личностных и метапредметных планируемых результатов;

Содействии обучающимся в выборе и участии во внеурочной деятельности, в том числе дополнительном образовании посредством включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта;

Участии в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях и др. форм;

Координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

Организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;

Изучении образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности

Заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя информацию медицинского работника школы и родителей, здоровьесберегающие технологии;

Ведении документации классного руководителя и классного журнала;

3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:

Развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми;

Оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

Содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка;

Оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом;

Информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.

3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:

Контроле за успеваемостью каждого обучающегося;

Контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

Контроле за самочувствием обучающихся.

4. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель обязан:

4.1 . Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников (развития личностных планируемых результатов).

4.2 . Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и гимназического коллективов; обеспечивать участие во внеурочной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся, условий их жизнедеятельности в семье и образовательном учреждении.

4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.

4.4 . Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций.

4.5 . Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.

4.6 . Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).

4.7 . Пропагандировать здоровый образ жизни.

4.8 . Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.

4.9. Контролировать посещение учебных и внеурочных занятий обучающимися своего класса.

4.10 . Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.

4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.

4.12. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и общешкольные мероприятия с классом.

4.13 . Вести документацию по классу (личные дела обучающихся, классный журнал, проверять дневники обучающихся), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т.д.).

4.14 . Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей. Использовать современные образовательные технологии в организации воспитательного процесса с классным ученическим коллективом, в том числе информационно-коммуникационные технологии.

4.15 . Готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе по требованию администрации школы.

4.16 . Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, общешкольных мероприятий.

4.17 . Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.

5. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право:

5.1 . Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.

5.2 . Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.

5.3. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.

5.4. Разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности обучающихся.

5.5. На творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик воспитания в пределах программы воспитательной работы с классом.

5.6 . Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.

5.7. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов планирования в учреждении.

5.8. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

5.9. Обобщать и распространять опыт своей профессиональной деятельности.

5.10 . Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, которые не входят в функциональные обязанности классного руководителя, определенные настоящим Положением.

5.11 . Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, если они могут нанести психологическую или физическую травму обучающемуся.

5.12 . На защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, родителей, обучающихся, других педагогов; имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

6. Организация деятельности классного руководителя

Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится в соответствии с данной циклограммой:

6.1. Классный руководитель ежедневно:

Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;

Организует и контролирует дежурство обучающихся;

Организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

6.2. Классный руководитель еженедельно:

Проверяет ведение обучающимися дневников с выставлением отметок за неделю;

Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы;

Организует работу с родителями (по мере необходимости);

Проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по мере необходимости);

Проводит работу с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в классе (по мере необходимости);

Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.

6.3. Классный руководитель ежемесячно :

Посещает уроки в своем классе, внеурочные занятия, посещаемые обучающимися класса;

Получает консультации у педагога-психолога и учителей-предметников;

Организует заседание родительского комитета класса;

Организует работу классного актива;

Организует работу обучающихся с портфелем достижений;

Решает хозяйственные вопросы в классе.

6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти :

Оформляет и заполняет классный журнал;

Участвует в работе методического объединения классных руководителей;

Проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние успеваемости и уровня воспитанности обучающихся (развития личностных планируемых результатов);

Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;

Проводит классное родительское собрание;

Представляет отчеты об успеваемости обучающихся класса за четверть, запрашиваемые администрацией школы по итогам четверти;

6.5 . Классный руководитель ежегодно :

Оформляет личные дела обучающихся;

Анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся в течение года (развития личностных планируемых результатов);

Составляет план воспитательной работы в классе (план классного руководителя);

Собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

6.6 . Воспитательные мероприятия для обучающихся проводятся не менее двух в месяц (без классных часов).

6.7 . Классные часы проводятся не менее двух раз в месяц.

6.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в два месяца.

6.9 . В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

7. Документация классного руководителя

Классный руководитель ведет следующую документацию:

Анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы общеобразовательного учреждения). Форма анализа и плана воспитательной работы определяется методическим объединением классных руководителей;

План работы – сетка на каждую четверть (в план-сетку не включатся дела, не связанные с классным руководством);

Портфолио класса, включающего: социальный паспорт класса; результаты динамики развития личностных планируемых результатов обучающихся (в том числе педагогического, социологического, психологического, физического исследования); протоколы заседаний родительских комитетов и родительских собраний, материалы для подготовки родительских собраний, разработки; сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с детьми (т.ч. классных часов); материалы методической работы по классному руководству; отчеты, аналитические материалы и т.д.

8. Критерии оценки работы классного руководителя

8.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень достижения личностных планируемых результатов).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью (социальными партнерами) по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

Критериальный аппарат оценивания деятельности классного руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и утверждается Педагогическим советом образовательного учреждения.

Администрация школы включает в план внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png