Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Шатурского муниципального района Московской области

(МБОУ «Школа-интернат для детей с ОВЗ»)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора № 200 о/д от 30.08.2016

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедических занятий

по коррекции звукопроизношения

Составители учителя-логопеды:

Базаева Ю.Ю. , Здановская А.А.

г. Шатура, 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции звукопроизношения составлена на основе следующих документов: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми нарушениями развития МБОУ «Школы-интерната для детей с ОВЗ» Шатурского муниципального района Московской области; Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – от 19 декабря 2014 г.

При составлении программы использовались методические разработки Р.И.Лалаевой, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Р.А.Юровой.

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а так же от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер в зависимости от причин, их обусловивших, и имеют широкий диапазон проявлений – от одного-двух дефектно произносимых звуков до полного искажения звукового состава речи.

Большую распространенность фонологических нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью можно объяснить тем, что у них часто встречаются резидуально-органические поражения головного мозга.

Нарушения звукопроизношения с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов коррекционной школы, а зачастую не устраняются вовсе. Отсутствие своевременной работы по коррекции звукопроизношения может привести к возникновению нарушений письма и чтения в дальнейшем. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребенок произносит звуки неправильно, то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает.

Логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Ограничение сферы коррекционного воздействия постановкой артикуляции звуков и их первичной автоматизацией может быть ошибочным решением.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы. Очень важно чтобы коррекция нарушений речи наиболее интенсивно осуществлялась в младших классах.

Коррекция нарушений звукопроизношения у учащихся школ VIII вида является длительным и сложным процессом.

Данная программа направлена на устранение нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Цель программы : коррекция звукопроизношения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи :

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Уточнять артикуляцию гласных и согласных звуков, не имеющих нарушений;

Формировать правильный артикуляционный уклад и звукопроизношение, правильный речевой выдох, пространственно-временные представления коммуникативные навыки и умение общаться;

Улучшать просодические компоненты речи;

Обогащать активный и пассивный словарь, расширять представление об окружающей действительности;

Воспитывать грамотную, интонационно и логически правильную речь;

Способствовать развитию более сложных форм познавательной деятельности, развитию операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения, развитию целенаправленного наблюдения, осмысленного запоминания, произвольного внимания;

Осуществлять профилактику нарушения лексико-грамматического строя речи, словоизменения и словообразования, связной речи.

Общая характеристика программы

Программа логопедических занятий по коррекции звукопроизношения имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

    гуманизма - вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

    системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

    реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

    деятельностного подхода - опоры коррекционно - развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

    системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса детей, имеющих дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год.

Рассчитана на 3 часа в неделю, всего 90 часов в год (30 учебных недели).

Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни.

Логопедические занятия проводятся в индивидуальной форме. Для закрепления и дифференциации поставленных звуков целесообразно объединять учащихся в подгруппы. Подгруппы формируются из 2-3 человек, имеющих сходные речевые нарушения. (На основании Письма Минобразования России от 20 июня 2002 года №29).

Продолжительность занятий составляет 15-25 минут в индивидуальной форме, 25-30 минут в подгрупповой и 30-40 минут групповой форме работы.

План работы с ребенком составляется индивидуально и в течение учебного года может изменяться в зависимости от успешности освоения программы в процессе коррекционной работы. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы или их повторение.

Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учитель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения диагностики.

В итоге логопедической работы дети должны :

Правильно артикулировать звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

Четко дифференцировать изученные звуки;

Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

Различать понятия звук, слог, предложение на практическом уровне;

Пользоваться интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе и чтении стихов.

Содержание программы

Работа, предусмотренная программой, проводится в три этапа.

Первый – подготовительный этап – включает в себя работу по следующим направлениям: развитие слухового внимания и фонематического восприятия, развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, формирование правильного речевого выдоха, уточнение пространственно-временных представлений.

Второй этап – коррекционный – предусматривает работу по трем основным направлениям: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. В зависимости от имеющихся у ребенка нарушений, количество часов, отведенных на то или иное направление, варьируется.

Третий этап – оценочный – подразумевает оценку результативности проведенной коррекционно-развивающей работы.

I . Подготовительный этап

На этом этапе проводится развитие слухового внимания и фонематического восприятия, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхательные упражнения, уточнение пространственно-временных представлений.

Развитие ритма, слухового внимания и фонематического восприятия

Логопедическая работа по этому направлению подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. На подготовительном этапе эта работа проводится в виде игровых упражнений.

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование моторики у учеников коррекционной школы способствует активизации речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции. На подготовительном этапе логопедической работы рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений.

Развитие артикуляционной моторики

На подготовительном этапе коррекции нарушений произношения определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. Это обусловлено тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная. В дальнейшем проводится работа над развитием движений языка, губ. На подготовительном этапе отрабатываются простые артикуляторные упражнения. Предлагаются артикуляторные упражнения как на статическую, так и на динамическую координацию движений. На начальной стадии при развитии артикуляционной моторики осуществляется опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Затем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различенных звуков.

Дыхательные упражнения

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. После того, как у детей сформирован длительный плавный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на разливную силу, высоту, тембр голоса. Далее приобретенные навыки закрепляются в процессе речи.

Уточнение пространственно-временных представлений

Работа проводится по следующим направлениям: ориентировка в схеме собственного тела и напротив стоящего человека; дифференциация правых левых частей предмета; понимание предложных конструкций; ориентировка в окружающем пространстве.

II . Коррекционный этап

На этом этапе проводится работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Постановка звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. Постановка звука у детей с интеллектуальной недостаточностью занимает больше времени и вызывает гораздо большие трудности, чем у учеников массовой школы, особенно в случаях искажения звуков. Это связано с особенностями ВНД, психологическими особенностями, нарушением артикуляторной моторики, а также недоразвитием слуховой дифференциации звуков.

Автоматизация звука

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Процесс автоматизации звуков в коррекционной школе очень длительный, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе автоматизации звуков проводится работа над развитием фонетико-фонематической стороны речи, происходит обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.

Дифференциация звука

Дифференциация звуков речи является обязательным направлением коррекции нарушений звукопроизношения в коррекционной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушения звукопроизношения с интеллектуальной недостаточностью, также связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи.

Первоначально последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Затем сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

III . Оценочный этап

Оценка результативности коррекционной работы (использование диагностического комплекта О. Б. Иншаковой).

В структуру занятий может входить:

Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Упражнения для развития психических процессов;

Дыхательная гимнастика;

Формирование фонематических процессов;

Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

Работа над предложением;

Обогащение и активизация словарного запаса.

Тематическое планирование

II - 2.1

Изолированно

II - 2.2

В слогах

II - 2.2.1

В открытых слогах

II - 2.2.2

В слоговых цепочках

II - 2.2.3

II - 2.2.4

В закрытых слогах

II - 2.2.5

В слоговых цепочках

II - 2.2.6

В слоговых цепочках с интонированием

II - 2.2.7

Закрытый слог с восходяще- нисходящей звучностью

II - 2.2.8

В слогах со стечением согласных

II - 2.3

В словах

II - 2.3.1

Звук в начале слова

II - 2.3.2

Звук в конце слова

II - 2.3.3

Звук в середине слова

II - 2.4

В чистоговорках

II - 2.5

В словосочетаниях

II - 2.6

В предложениях

II - 2.7

В стихах

II - 2.8

В скороговорках

II - 2.9

В тексте

II - 2.10

Составление рассказа

II - 2.11

В самостоятельной речи

II - 3

Дифференциация звука

II - 3.1

В слоговых цепочках

II - 3.2

В словах

II - 3.3

В предложениях

II - 3.4

В тексте

II - 3.5

В связной речи

III

О Ц Е Н О Ч Н Ы Й Э Т А П

III - 9

Оценка результативности коррекционной работы

Используемая литература

1. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. - М.: Владос. 2001 г.

2. Р. А. Юрова. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М.: В. Секачев, 2005.

3. Г. А. Каше. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. – М., 1957.

4. О. Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – М.:Владос, 2000.

5. Л. Н. Зуева, Е. Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

6. О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

7. Г. В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:Просвещение, 2008.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «УЛЫБКА»

п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Обсуждена и принята на заседании УВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Заведующий

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

Протокол № 2 приказ № 45/06.02 от 28.12.2016г.

Программа

по коррекции звукопроизношения у детей

«Говоруша»

(для детей с 4-5 лет).
Составил:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сигай О.В.

2016г.
Содержание программы


I.

Целевой раздел.


1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи программы.

1.3. Принципы программы.

1.4. Характеристика речевых нарушений:

1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.

1.4.2. Характеристика фонетико-фонематическим недоразвития речи (ФФНР)

1.4.3. Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

1.5. Особенности программы

1.6. Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:

1.7. Основные направления работы

1.8. Планируемый результаты освоения Программы.

II.

Содержательный раздел.

2.1. Особенности организации коррекционной работы.

2.2. Содержание индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения

2.3. Работа с родителями (законными представителями).

III.

Организационный раздел.


3.1. Материально-техническое обеспечение.

3.2. Методическое обеспечение

3.3 Планирование индивидуальной коррекционной работы

Список используемой литературы

Приложения

I . Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Детский сад является первой ступенью системы общего образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Именно в дошкольном возрасте проходит формирование основных компонентов речи. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей 4-5 лет, наблюдаются возрастные несовершенства в речи и с переходом в старший дошкольный возраст они не исчезают, а принимают стойкий характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями.

В логопедических пунктах при дошкольных образовательных учреждениях, осуществляют коррекционную работу, направленную на преодоление речевых нарушений. Но такая работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Так же в младшем возрасте недостаточно той профилактической работы, которая проводится при некоторых речевых нарушениях. Возникла необходимость, как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, фонематическим слухом в результате которой можно избежать нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования«Говоруша», направлена на работу с детьми 4-5 лет, имеющих нарушение в речевой деятельности. Целью логопедического воздействия является стимуляция речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекция и компенсация нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. Направленность Программы: коррекционная.

Период освоения с сентября по май.
Программа разработана в соответствии с

Законом Российской Федерации “Об образовании”№ 273-ФЗ от 29.12.2012.

Требованиями ФГОС ДОк содержанию программы

Уставом ДОУ
1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Задачи:

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Постановка нарушенных звуков;

Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью;

Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф. С. Сохин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Тумакова, Л. Е. Журова и др.)
1.3. Принципы программы.


  • Принцип развития;

  • Принцип системного подхода;

  • Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

Принцип системности иподход рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта. На этом принципе базируется педагогическая классификация речевых нарушений.

Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.
1.4. Характеристика речевых нарушений:

1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.

У большинства детейк 4 – 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Причины дислалии могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус – это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции – физиологического процесса формирования звуков речи.

При функциональной дислалии у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата. Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитании ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка, и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развиваю его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется:


  • нечетким, смазанным звукопроизношением;

  • голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий;

  • ритм дыхания нарушен;

  • речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения.
Классификации дизартрии:
1) По степени выраженности:
a) анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи;
б) дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность;
в) стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом.

Сигматизмы имеют следующие виды:


  • Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук.

  • Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся близко к звукам ф и в . Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука с. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков ф и с (в и з ), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным, неприятным на слух.

  • Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения объясняется следующим: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель; вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з, ц слышатся звуки т и д . Этот недостаток можно назвать парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

  • Шипящий сигматизм .
При этом виде стигматизма язык имеет следующее положение: кончик оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш и ж .

  • Боковой сигматизм.
В данном случае свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) могут произносится двумя способами, а именно:1). Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, в результате в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при произнесении звука л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

  • Носовой сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Недостатки произношения звуков л и ль называются ламбдацизмом , замена звука л другими звуками русского алфавита называется параламбдацизмом .

Дата публикации: 19.04.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ

ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

«ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО»

для детей старшего дошкольного возраста

Составители:

учителя - логопеды

Шамрай С.Н.

Спасенникова С.В.

Нижневартовск

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам - образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020г.».

«Программа развития образования МАДОУ города Нижневартовска ДС №83 «Жемчужина» на 2015 - 2020г.».

Устав дошкольного образовательного учреждения, утвержден приказом департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от 08.08.2014г. №1269/36-п.

Заказчик программы

Родители МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина», родители (законные представители воспитанника)

Организация исполнитель программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина»

Целевая группа

Составитель программы

учитель - логопед высшей квалификационной категории Шамрай С.Н.учитель - логопед высшей квалификационной категории Спасенникова С.В.

Цели и задачи программы

Цель: преодоление отклонений в речевом развитии с учетом индивидуальных возможностей детей.

Формирование и развитие артикуляционной моторики;

Постановка звуков в определенной последовательности;

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи;

Совершенствованием фонематического слуха и формированием навыков анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;

Формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.

Ожидаемые конечные результаты

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

Срок реализации

Пояснительная записка

Актуальность написания программы заключается в том,проблемы профилактики и исправления речевых нарушений у дошкольников и детей младшего школьного возраста приобретает глобальный характер. На сегодняшний день наибольший интерес вызывает изучение преодолений нарушений звукопроизношения.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого - либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители,к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт» О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Речевая функция - одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются познавательная деятельность и мышление ребёнка. Благодаря нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности. Овладение правильной речью создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Нарушение речи отрицательно влияет на всё психическое развитие ребёнка, отражается на его деятельности и поведении. Это сказывается и на овладении грамотой, и на успеваемости в целом, а в дальнейшем - и на выборе профессии. Вот почему необходимо помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения ещё в дошкольном возрасте, тем самым обеспечивая его полное, всестороннее развитие.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема плохо говорящего ребёнка застаёт их врасплох. Часто родители неадекватно относятся к речевым дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая своё общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребёнка. Ни тот, ни другой подходы в корне неверны. Необходимо отделять речевые проблемы от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с логопедом, с врачом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения ребёнка с нарушением звукопроизношения, познакомят с системой его реабилитации.

Необходимость разработки программы по преодолению нарушений звукопроизношения обусловлена следующей реальной ситуацией. Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов - практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладение в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Основные принципы логопедической работы

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Принцип системности (взаимодействие на все компоненты речевой функциональной системы);

Принцип комплексности (коррекционный процесс носит медико - психологический характер);

Принцип развития (опора на зону ближайшего развития);

Онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);

А также с учетом общих дидактических принципов (наглядность, доступность, сознательность и др.)

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

    этиопатогенетический (учёта этиологии механизмов речевого нарушения);

    системность и учёт структуры речевого нарушения;

    комплексность и дифференцированный подход;

    поэтапностьразвития, онтогенетический;

    учёт личностных особенностей;

    деятельностный подход,формированияречевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические, социально-психологические факторы.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны и недостаточным вниманием окружающих к речи ребёнка, т.е. социальным факторам. В этом случае логопедическая работа направляется на нормализацию речевых контактов ребёнка с социальным окружением, на развитие речевой моторики, фонематического восприятия.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учёта в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных её звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учётом множеств определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учётом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

В тех случаях, когда у ребенка наблюдается большое количество нарушенных звуков, например, свистящие, шипящие, р, последовательность в работе определяется последовательностью их проявление в онтогенезе.

Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка.

С учётом ведущей деятельности ребёнка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребёнка, о задачах, методах, приёмах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами, приёмами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Логопед специфическими методами и приёмами добивается правильного произнесения ребёнком звука, его автоматизации. Основной задачей является закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки заменяются или смешиваются.

Программа предполагает личностно- ориентированное воздействие на ребенка с целью развития и коррекции нарушенных компонентов речи

Объем образовательной нагрузки.

Сроки реализации рабочей программы- 1 год.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в индивидуальной форме обучения,

продолжительность 1 занятия -5 - 6 лет- 20 - 25 минут,6 - 8 лет - 25-30минут.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество детей -2

человека.

Расписание занятий

Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения «Говорим правильно» разработана на основе учебного перспективного плана по индивидуальной работе при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Знакомство детей с новым практическим материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новые знания не даются в готовом виде, а достигается детьми путём самостоятельного выполнения артикуляционных упражнений, анализа, сравнения, нахождения, проговаривания предметных картинок с заданным звуком.

В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе необходим новый подход к содержанию и организации работы с дошкольниками. Преодоление нарушений звукопроизношений через реализацию коррекционно- развивающей программы «Говоримправильн» представляет инновационное содержание и современные психолого - педагогические технологии обучения детей, базирующихся на личностно ориентированном подходе с использованием сказок о веселом язычке, игр и игровых упражнений. Содержание и организация индивидуальных коррекционно- развивающих занятий по подготовке артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков заключается не только в включении дошкольника в целенаправленный логопедический процесс, но и в решении общепедагогических и специальных коррекционных задач.

Цель программы - преодоление отклонений в речевом развитии с учетом индивидуальных возможностей детей.

Формирование и развитие артикуляционной моторики;

Постановка звуков в определенной последовательности;

Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи;

Совершенствованием фонематического слуха и формированием навыков анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения;

Формирование положительного эмоционального настроя на совместную

деятельность.

Важно не только установить с ребёнком доверительные отношения, расположить его к себе, но и вызвать интерес к занятиям и желание в них включиться. Для этого лучше использовать сказки. Сказки носят обучающий характер и способствуют обретению навыка выполнения артикуляционных упражнений с героем сказки, помогают лучшему взаимопониманию педагога и ребёнка. При сочинении сказок использован юмор. Он стимулирует интерес, является эффективным средством для снятия напряжения, беспокойства. Техника использования сказок, историй может быть весьма ценной в работе с детьми с нарушением речи.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков в конспекты занятий включены 2-3 игры. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, предметными картинками, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для игр подбираются предметные картинки, в которых звук находится в начале, в середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале(перед гласным), затем в конце(если звук глухой) и в последнюю очередь - в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. При использовании игр дети отраженно повторяют, самостоятельно называют, и направляют свою деятельность на поиск предметных картинок, содержащих данный звук. Организация работы с дошкольниками по постановке, автоматизации, дифференциации звуков с включением игр и игровых упражнений определяется: возрастными особенностями детей, преобладанием игровой деятельности. Соотнесение коррекционного содержания игровыми целями, кардинально меняет отношение ребёнка к занятиям и стимулирует его речевую активность.

Логопедические индивидуальные занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

Развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;

Формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Расписание непосредственной образовательной деятельности

Формы занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Продолжительность занятий

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные занятия

20 - 25 минут

Этапы коррекции нарушений звукопроизношения

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа:

Подготовительный, постановка звука,

Автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

Этап дифференциации.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. всё то, что помогает ребёнку в дальнейшем хорошо учиться.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, Продолжительность занятия колеблется от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей детей (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет педагог), содержание (игра, упражнение и т.д.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам педагога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую инструкцию

(немногословную, но чёткую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребёнка), как подвести итог.

Каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических характерологических особенностей ребёнка.

Значимость каждого из этих этапов работы при исправлении звуков у ребёнка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой

стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах

автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.

1.2.1Подготовительный этап

Цель - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения ребёнка, т.е. педагог выделяет что и как нарушено.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того, как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием подбирается картинка-образ (образ - наглядное представление о чём-либо).

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показать правильную артикуляцию, ощущать положение и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, достигающегося путём тренировки.

Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки.

Педагог приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность действий и правильно называть их во время записи упражнения в тетради. Например, проводя упражнение "Качели", педагог сначала

рисует в тетради ребёнка качели, потом даёт ряд последовательных инструкций: "Улыбнись, покажи зубы, открой рот, подними широкий язык за верхние зубы, подержи его там, опусти широкий язык за нижние зубы, подержи его там, подними опять вверх и т.д.".

Картинка-образ даётся ребёнку для того, чтобы он знал, какое упражнение и как он должен выполнять, а подбирая запись - для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения для укрепления мышц щёк - надувать щёки и удерживать в них воздух ("Надуть два шарика"), втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте ("Худенький Петя"); для выработки направленной воздушной струи - не надувать щёк, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое "окошечко", сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Затем нужно научить ребёнка образовывать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха - хорошо слышен. При таком же положении губ ребёнку предлагают положить между ними широкий кончик языка (можно "пошлёпать" язык губами со звуками пя-пя-пя, тогда он станет распластанным), посередине языка вдоль его переднего края "сделать дорожку" - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесённой ко рту тыльной стороны руки.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения).

Одним из основных видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец воспитателя и сравнивать с его собственным искажённым изображением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем границу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребёнком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков - сходных с нарушенными по артикуляции (месту и способу образования), но произносимых ребёнком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях.

Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; приучаем ребёнка выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как "звук", "слово", "предложение". Всё это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу - постановке звука - можно переходить, когда ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искажённого.

1.2.2.Постановка звуков.

Цель - добиться правильного звучания изолированного звука.

Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным, искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребёнка. С физиологической точки зрения постановка звука - создание нового условного рефлекса.

У дошкольника звук часто может быть вызван при помощи включения его в какую-нибудь игровую ситуацию, а иногда достаточно бывает привлечь внимание ребёнка к его звучанию (усилив и выделив его) и артикулированию.

Постановка звука производится несколькими последовательными приёмами: Нужный артикуляционный уклад расчленяется на более элементарные артикуляционные

движения, которые и тренируются у косноязычного путём подготовительной артикуляционной гимнастики. После многократного повторения вырабатывается кинестетическое ощущение упражняемого движения, оно автоматизируется, и тогда ребёнок может произносить его быстро и правильно.

Простые отработанные движения вводятся в комплекс движений, и, таким образом, вырабатывается правильный артикуляционный уклад нужного звука.

При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребёнок, неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекается только после некоторого закрепления правильного произношения. Затем предъявляется и прямое требование произнести нужный звук.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ - по подражанию, когда внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используют зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создаётся база для созданного воспроизведения ребёнком звука. Дополнительно используются тактильно

вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребёнку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем

сблизить зубы и пустить по языку "ветерок" так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трёх способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей педагогу, что следует делать педагогу в том или ином случае, ему нужны определённые практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять всё намеченное. Постановка звука - это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, педагог на первых порах не говорит ребёнку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.

Для каждого звука, который ставит педагог, он должен подобрать картинку-символ и перерисовать её в тетрадь ребёнка. Поскольку звук для ребёнка - понятие абстрактное,

картинка-символ должна по двум-трём параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребёнку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить букву, обозначающую этот звук.

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом, изображённым на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, ррр - рычит тигр, жжж - жужжит жук и т.д. В названии предмета или действия, им производимого, должен быть соответствующий звук. Например: ч - кузнечик, к -капают капли, в -вьюга воет и т.д.

Желательно чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных органов артикуляционного аппарата, подсказывала ребёнку направление движений. Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук с), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук ж).

Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный. Всё это даёт возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжёлыми нарушениями речи.

К следующему этапу - автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Закрепление поставленных звуков и введение их в речь - автоматизация поставленных звуков.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи - речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры - слова, фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно.

Работу на этом этапе следует рассматривание как затормаживание старых, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог - закрытый

слог - звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением согласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколько

видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.

При автоматизации звука в слогах очень полезно упражнять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определённого ритма: та-та, та-та,:; или та-та-та, та-та-та и т.д. Такие упражнения очень облегчают введение звука в слово и во фразу, где упражняемые слоги оказываются под ударением в разных частях слова.Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

Автоматизация звука в словах - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове - в начале, в середине, в конце - подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечение согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно предложено не менее 60-90 картинок. За одно занятие даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.

Описанная выше работа способствует активизации словаря ребёнка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа и синтеза. Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного нарушения речи, при автоматизации звуков в словах одновременно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала надо предусматривать знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем - более сложной: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т.д. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребёнок произносит неправильно.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой они даны в тетради ребёнка. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки. Сначала педагог придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложение с заданными словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком. В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок, текст которых насыщен упражняемым звуком. Для автоматизации звука в потешках,

чистоговорках, стихотворениях педагог подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребёнком сам придумывает чистоговорки.

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти и мышления. Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Педагог читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требу полные ответы. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

1.2.3.Дифференциация звуков.

Цель этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, используется дифференцировочное торможение.

Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. Каждый из этих разделов работы имеет свои особенности. В создании тех или иных дифференцировок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами.

При дифференциации произношения слов обращается внимание на изменение смысла слова с изменением одного звука: прослушав слово, ребёнок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальнейшем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы. Хорошее упражнение придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков и т.д.

Словарный материал можно усложнять, предлагая слова, в которых одновременно имеются оба звука, а затем можно перейти к произнесению, чтению, придумыванию и записыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развёрнутой речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки различных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения.

Для осуществления зрительного контроля перед ребёнком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечивать тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребёнок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. Для дифференциации по акустическим признакам педагог называет поочерёдно звуки з,ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребёнок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игровые упражнения. Так, педагог говорит ребёнку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят и жужжат. Показывает на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребёнок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом педагог произносит разные слоги, а ребёнок показывает соответствующие картинки-символы.

Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеется звук з,ж.

При дифференциации по акустическим признакам педагог берёт картинку, называете, а ребёнок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, педагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соответствующим символом.

При дифференциации по моторным признакам ребёнок переворачивает одну картинку за другой, называет, говорит какой в ней звук, затем кладёт под соответствующую картинку-символ.

Затем педагог называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например, кожа-коза, лужа-луза. Ребёнок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, ж.

После этого ребёнку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука - з,ж. Например: железо, зажигалка, железнодорожник и другие. Ребёнок называет их, определяет, какой из двух звуков он произнёс в слове первым.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.

При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами педагог вместе с ребёнком составляет фразы, затем ребёнок повторяет их. Далее они сообща

придумывают потешки, в которых используется дифференцируемые звуки и слова с этими звуками. Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребёнок заучивает, пересказывает.

Взаимодействие с родителями.

Для достижения поставленных в программе задач важно установить тесную взаимосвязь педагога с родителями. Доводить до родителей всю информацию о состоянии речевого развития ребёнка и обучать приёмам развития речи, элементарной коррекции речевых нарушений. С этой целью в программе предусмотрены еженедельные часы для индивидуальных консультаций родителей (1 час в неделю), а также проведение открытых занятий.

Глава II ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ.

Учебный планКоррекция двигательных возможностей

Развитие мелкой моторики пальцев рук

сентябрь

Развитие просодической стороны речи

Развитие речевого и неречевого дыхания

Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур

Развитие артикуляционной моторики

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады отрабатываемого звука.

Формирование первичных произносительных навыков

Постановка звука;

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Автоматизация поставленного звука;

Дифференциация смешиваемых звуков;

Дифференциация звуков в слогах;

Вся индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения делится условно на несколько этапов.

Подготовительный

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Формирование произносительных умений и навыков

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков в такой последовательности:

Свистящие С, З, Ц, СЬ, ЗЬ

Шипящий Ш

Сонор Л, Ль

Шипящий Ж

Соноры Р, РЬ

Шипящие Ч, Щ

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация звуков в предложениях.

Дифференциация звуков

Автоматизация звуков в спонтанной речи.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

Ожидаемый результат

К концу обучения дети усваивают правильное произношение всех звуков родного языка, правильно пользуются грамматическими конструкциями, соблюдают звуко-слоговую структуру слов. Выполняют различные формы языкового анализа и синтеза.

К концу обучения дети имеют чистое звукопроизношение, грамматически правильную речь, богатый словарный запас, могут выполнять сложные формы языкового анализа и синтеза. Свободно пользуются всеми речевыми средствами для передачи своего опыта.

Программно - методическое обеспечение

Программа Нищевой Н.В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей

с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Материально - техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете, расположенного на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 83 «Жемчужина».

Кабинет оснащен современным оборудованием: интерактивная доска«SMART», проектор, ноутбук, документ-камера «DOKO» , индивидуальными партами, индивидуальными зеркалами, настенным зеркалом, методическим комплектом.

Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализация образования(для профессиональной коррекции особенностей его речевого развития).

    График проверки: 1 2 неделя сентября; 3-4 неделя апреля.

    Логопедическое обследование дошкольников проводится с использованием методик Н.М. Трубниковой. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту речевого развития ребенка и оценивается в трехбалльной школе.

Инструментарий для логопедического обследования.

Раздел 1. Исследование произношения звуков.

Инструкция: «Повтор за мной»

Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э

Согласные свистящие: С,Сь, З, Зь, Ц

Согласные шипящие: Ш, Ж,Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Ль,Р, Рь

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й

При необходимости исследовать звуки. Отметить отсутствие, замену, искажение звука, этап работы над звуком- постановка, автоматизация, дифференциация.

Раздел 2. Исследование фонематического слуха.

Инструкция: «Запомни-повтори.» «Слушай внимательно и повторяй за мной.». Слоги с опозиционными звуками ДА-ТА-ДА, КА-ГА-КА, СА-ША-СА ЗА-СА-ЗА, ША-ЧА-ША, ЧА-ТЯ-ЧА. Слова с опозиционными звуками дом-том-дом, кот-год-кот, почка-бочка-почка.

«Повторение слов паронимов»

Инструкция: «Слушай внимательно и проверяй за мной». Кости-гости, Тачка-дачка, моряк-маяк, челка-щелка, цапля-сабля.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png