Впервые стал папой Сергей Ефремов в 23 года. С супругой Анжелой первенца назвали Иваном. Затем в семье появились Александр, Павел и Тимофей. В пятый раз радость рождения сына мужчина испытал уже после 40 – родился Никанор, которому сейчас всего 10 месяцев.

– Это очень разные чувства и ощущения: быть молодым папой и взрослым, – признаётся Сергей Ефремов, – потому что ценности разные. В молодости больше времени хотелось провести с друзьями, в бане или на рыбалке, а сейчас считаю, что лучше уделить его семье.

Такое понимание пришло к Сергею не сразу, потребовались годы супружеской жизни.

Школа для родителей

– На многие вещи стал смотреть по-другому после того, как Анжела привела меня в храм. Уже несколько лет мы всей семьёй посещаем его регулярно, а недавно стали ещё и в воскресную школу для родителей ходить, – рассказывает Сергей Ефремов.

Именно после занятий в этой школе отец пяти сыновей понял истинное толкование слова «мужество».

– Быть мужественным – это не значит быть сильным физически, – поясняет он. – Это значит быть сильным духовно. Суметь сохранить семью вопреки всем трудностям – вот главная задача мужа, мужчины. А воспитание детей – обязанность, данная нам Богом.

Каждому ребёнку Сергей старается уделить время. Несмотря на то, что встаёт очень рано (работает инженером-конструктором на заводе вентиляционного оборудования), к Никанору по ночам подходит именно он. С трёхлетним Павлом и двухлетним Тимофеем любит рисовать и лепить. А со старшими сыновьями Александром (ему 17) и Иваном (ему 19) по выходным катается на лыжах. Кстати, в детский сад мальчишек отвозит тоже папа. И на родительских собраниях в садике и в школе он бывает чаще мамы.

– У Анжелы и без того хватает хлопот: нас же всех накормить, обстирать надо, – улыбается счастливый отец и супруг. – Я ей очень благодарен за то, что в нашем доме всегда чисто и уютно.

Фото из семейного архива Ефремовых

Домой как на праздник

Даже если с работы глава семейства возвращается уставший, он всегда входит в дом с улыбкой: уверен, что нельзя приносить близким негатив.

С обязанностями по хозяйству помогают старшие сыновья. Причём Иван больше любит подсобить маме, а Саша папе. Ну а водиться с младшими нравится и тому, и другому. Это им не в тягость, а в радость. Ещё бы, ведь прибавлений в семействе ребята ждали не меньше взрослых.

– Иногда жалко, что в сутках только 24 часа, – говорит Сергей. – Переживаем, если не удаётся сходить на выступление Саши (он у нас и поёт, и театральным искусством занимается) или на мероприятие в детский сад. Но стараемся всё же поддерживать сыновей в такие важные моменты. И радуемся каждой, даже самой маленькой их победе.

Моя семья – моя крепость

В доме Ефремовых светло и красиво. Сергей сам построил этот дом, провёл отопление, ремонтирует по мере надобности. В детской комнате целое море игрушек, машинок, конструкторов. О том, что на полках нет кукол, а в дружной компании девочки, семья не жалеет.

– Мы уже привыкли, что у нас одни мальчишки, – улыбаются супруги. – Значит, так угодно Богу.

На прощание Сергей делится главным секретом воспитания:

– Отец должен быть для своих детей примером: много трудиться, не курить, не употреблять спиртного, заниматься спортом. А жене быть надёжной опорой. Ведь недаром говорят, что женщина – хранительница очага, а мужчина должен уметь поддержать в нём огонь.

8 412

Даже для очень сознательных мужчин рождение ребенка может стать испытанием. Конечно, не существует никакой универсальной инструкции по воспитанию, формированию привязанности или взращиванию любви. Физиологическая связь матери и младенца дает женщинам преимущество. Но все же вокруг нас есть много примеров блестящего отцовства. Знание стадий развития ребенка и потребностей в разном возрасте - отличная шпаргалка для новичков.

Мы часто слышим про плохих отцов. Они издеваются над детьми, бросают их на произвол судьбы, не заботятся о них надлежащим образом, а иногда даже убивают. Сенсационные заголовки в желтой прессе могут создать впечатление, что все отцы плохи. Разумеется, это не так.

К сожалению, мы редко обращаем внимание на прекрасных отцов, а иногда даже записываем их в плохие за единственный мелкий проступок. Но хороших отцов, которые чутки и внимательны к детям и понимают, какие этапы малыши проходят в своем развитии, тоже немало.

Они всегда поддерживают ребенка в процессе перехода на новый этап жизни, и в горестные, и в радостные моменты. И, что важнее всего, они умеют о нем заботиться, не лишая его самостоятельности. Здесь важно найти правильный баланс.

Психотерапевт Кристин Хаммонд уверена, что отцам стоит внимательно присмотреться к восьми стадиям психосоциального развития, которые открыл психолог Эрик Эриксон.

Доверие или недоверие (от рождения до года)

В этот период мать еще кормит малыша грудью, поэтому отцу труднее установить с ним контакт, но он все равно может устанавливать доверительные отношения - разговаривая с младенцем, нянча его и меняя ему подгузники.

Возникает сильная позитивная привязанность, благодаря которой ребенок может чувствовать себя в безопасности, зная, что все его физические, психологические и эмоциональные потребности удовлетворены. Поскольку малыш еще не способен сам о себе позаботиться, его нужды и потребности удовлетворяют родители (или те, кто их замещает).

Успешное завершение этой стадии развития вселяет надежду на будущее.

Автономия или стыд и сомнения (от 1 до 3 лет)

В этот период у ребенка появляется желание экспериментировать и пробовать что-то новое, он учится ходить, говорить, пользоваться туалетом, есть твердую пищу. Отец, позволяющий ребенку развиваться без гиперопеки, помогает ребенку становиться смелым и решительным.

Вторая стадия значительно отличается от первой тем, что родители уже не удовлетворяют все потребности ребенка, а позволяют ему начинать делать это самостоятельно.

Успешное завершение этой фазы развития дает ребенку возможность ощущать себя личностью.

Инициатива или чувство вины (от 3 до 5 лет)

В эти годы бурно развиваются моторные навыки - ребенок учится кататься на трехколесном велосипеде, самостоятельно одеваться, бросать мяч. Он постоянно играет, используя фантазию, сам создает правила и цель игры. Отцы, которые восхищаются этой игрой воображения и сами охотно играют с ребенком, помогают ему развивать творческие способности и целеустремленность.

Гиперопека, которая была уместна ранее, теперь вызывает недовольство ребенка.

Трудолюбие или ощущение неполноценности (от 5 до 12 лет)

Это самое продуктивное время для обучения, мозг ребенка в этом возрасте впитывает знания словно губка. Дети поглощают огромные объемы информации и с готовностью ее воспроизводят. У отцов, поощряющих обучение, вырастают дети, знающие цену своим способностям.

Да, отвечать на бесконечные «почему» бывает утомительно, но хорошие отцы понимают, насколько важны для ребенка знания, позволяющие ему ощущать себя компетентным.

Собственная идентичность или сомнения в себе (от 12 до 18 лет)

В начале этого периода развиваются навыки критического мышления. Отцу может быть непросто привыкнуть к тому, что он больше не самый важный человек в жизни ребенка (подросток может даже считать родителей дураками).

Но лучшие отцы способны без осуждения и давления дать ребенку возможность пересмотреть свои взгляды на жизнь, тем самым помогая ему понять, кто он такой, сформировать собственную идентичность. Это очень сложная задача, к которой далеко не все родители готовы, и поэтому во многих семьях возникают такие сложности с воспитанием детей-подростков.

Кристин Хаммонд полагает, что у нынешнего поколения эта фаза продолжается дольше - не до 18 лет, а до 21 года. Только тогда у современного молодого человека формируется собственная идентичность.

Близость с другими или изоляция (от 18 до 30 лет)

Невозможно достичь настоящей душевной близости с другим человеком, не выработав собственную идентичность. По мере взросления ребенок естественным образом все больше отдаляется от родителей. К сожалению, в современном мире этого зачастую не происходит, и предыдущая фаза затягивается слишком надолго.

Отцы, которые заботятся о своевременном развитии своего ребенка, способны мягко, без насилия, помочь ему «выпорхнуть из гнезда» и найти себя в обществе.

Творчество или стагнация (от 30 до 60 лет)

На этой стадии жизни отец уже не может учить сына или дочь, а может только показывать им что-то своим примером. Хорошие отцы постоянно развиваются, достигают профессиональных успехов и активно участвуют в общественной жизни. Они трудолюбивы и интересуются карьерой своих детей.

Они не сравнивают детей друг с другом, признавая право каждого на свой уникальный жизненный путь.

Цельность и достоинство или отчаяние (от 60 лет до конца жизни)

Мудрость приходит с возрастом, и хорошие отцы охотно делятся своим опытом и наблюдениями. Они не навязчивы и дают советы, только когда их прямо об этом просят. Они не судят своих взрослых детей за ошибки и гордятся их достижениями.

«ПАПЫ, БУДЬТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ!»

Время проведения : второй квартал (декабрь - февраль).

Форма проведения : детско-родительская гостиная.

Цель: повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности и взаимодействия с отцами.

Задачи: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании собственных детей; повысить интерес и инициативу пап в подготовке и организации мероприятий «детско-родительской гостиной».

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Дискуссия и проведение запланированных мероприятий.
  3. Заключительный этап. Принятие решения.

Ход мероприятий.

1. Подготовительный этап.

  1. Анкетирование отцов (приложение А).
  2. Интервью о папе (с ребенком, мамой) и запись ответов на магнитофон (приложение Б).
  3. Разучивание с детьми стихотворений, песен, пословиц, поговорок о папе.
  4. Оформление выставки детских рисунков на тему «Мой папа»; подготовка картинок для конкурса «Что бы это значило?»; продуктов к конкурсу «Смак по-нашему»; индивидуальных приглашений на собрание (каждого папу необходимо пригласить лично).
  5. Обсуждение и оформление благодарностей папам от мам за помощь по хозяйству,

За отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате) и т.п.

6. Подготовка музыкального оформления собрания.

2. Организационный этап.

Собрание проходит в помещении группы или музыкальном зале.

Родители заходят в группу, рассматривают выставку детских работ, садятся на свои места;

Звучит спокойная музыка.

Вступительная часть.

Звучит песня «Папа может, папа может все, что угодно…» Ведущий собрания приветствует родителей, благодарит за присутствие.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас сегодня в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами - педагогами и детьми.

Педагог сообщает тему, цель и программу собрания.

Ведущий : Прежде чем мы начнем наше собрание, давайте сначала познакомимся друг с другом поближе, чтобы нам в дальнейшем было легче обсуждать более сложные вопросы. Давайте поиграем!

Игра в имена.

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая.

Основной этап собрания .

1. Мини-дискуссия .

Ребенок (читает стихотворение).

Нежно тебя обнимаю за шею:

Счастье твоею дочкой родится!

Я сделаю больше, чем даже умею,

Лишь бы ты только мог мною гордиться .

Ведущий : Эти замечательные слова каждый малыш готов посвятить своему отцу. Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как много нового можно узнать от него,

В какие веселые игры можно поиграть! Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в котором попросили ответить их на вопросы о своих отцах. И сейчас мы предлагаем посмотреть видеозапись этого интервью.

(Следует помнить, что педагог обязан соблюдать педагогическую этику. Если ребенок негативно относится к отцу и, отвечая на вопрос, сообщил об этом, то данный ответ ребенка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и в индивидуальном порядке обсудить данную проблему с отцом.)

Ведущий: Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего удивительного они знают и умеют! А ведь действительно, роль отца в семье переоценить очень сложно.

Сообщение о роли отца в семье и его роли в воспитании детей.

Важное воздействие на развитие ребенка оказывает отец. Изучая значение мужчины в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций:

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.
  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несет ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное, способствует гармоничному развитию личности обоих партнеров.
  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объем домашней работы.
  • Как родитель он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.

Все отмеченные позиции тесно взаимосвязаны между собой и показывают влияние на развитие ребенка (прямо и косвенно). Таким образом, отец в семье дает определенный образец поведения, является источник уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Выделяются социальные и духовные потребности ребенка, на удовлетворение которых отец оказывает серьезное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.

Исследования также выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей детей (математических) и наличием в семье отца.

По мнению известного психолога Э. Фромма, отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребенку все время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после шести лет. В раннем возрасте глубже проявляется связь ребенка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаше других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки.

Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его замещающем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит детям. Правильный пример отца учит мальчиков быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное - не опоздать! Главное - с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Во время игр вы, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку ощущение уверенности и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, трудную пору отрочества и вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает понимание: мой папа все может, все умеет.

2. Деловая игра: « О чем бы вы поговорили?»

Предлагается ситуация: отец ведет из садика ребенка.

Ну, как дела? - спрашивает он с теплотой в голосе.

Хорошо, - односложно отвечает сын.

Что было на обед? - спрашивает отец.- Чем занимался? Как вел себя?

Вопрос родителям:

Как вы оцениваете эту беседу.

Верно ли отец повел разговор с ребенком?

О чем бы вы начали беседовать?

Есть ли у вас трудности в общении со своими малышами? Какие?

Чтобы ребенок раскрылся, нужно завоевать его доверие. Сын (дочь) должен(а) сам(а) заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие вопросы. Но это возможно в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите, что вас тронуло в прочитанной газете, книге.

Говорите с ребенком обо всем. Не думайте, что ваше дитя еще мало и ничего не поймет. Главное - он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому. Чаще спрашивайте, что нового, интересного произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? У тебя есть друг? Он хороший? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

3. Музыкальная пауза .

4. Решение педагогической ситуации .

Ведущий . Представьте себе ситуацию.

Отец кричит сыну: «Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол… вернись, говорю!»

Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе.

Надо ли было так кричать на ребенка? (ОБСУЖДЕНИЕ.)

Возможный выход из ситуации. Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его за руку, молча вывести из кухни. Чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому нужно спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите в шутливой форме. На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость. Антон Семенович Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение - вот, что должно быть в семье. В воспитании должна быть мера. Чтобы ребенок был спокойным в детском саду (школе), надо дать ему возможность для разрядки энергии дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

5. « Вот он какой, мой любимый ребенок!»

Папам предлагается дать эпитеты своим детям.

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее. Отцам предлагается подготовить рассказ о своем ребенке. В помощь могут быть предложены вопросы.

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребенке :

1. Растет ли ваш ребенок счастливым и здоровым?

2. Часто ли он смеется? Что его смешит?

3. Как часто он огорчается? Что расстраивает его больше всего?

4. Любит ли ваш ребенок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?

5. Много ли вопросов задает ваш ребенок?

6. Как поступает ваш ребенок, если у него что-то не получается?

7. Что он умеет делать очень хорошо?

8. Чего он не умеет делать, а на ваш взгляд, должен был бы уметь в его возрасте?

9. Бывают ли случаи, когда ваш ребенок говорит неправду?

10. Во что любит играть ваш ребенок? В игре ребенок отражает то, что видит в жизни, или его привлекают герои сказок, мультфильмов, фильмов для взрослых?

11. Как вы думаете, ваш ребенок любит вас? Что дает вам основания так думать?

Ведущий : Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребенка непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-кто, а уж папа точно все сумеет преодолеть.

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не только словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.

Помните

Ведущий : гордость за своих отцов - это моральный фундамент для взлета личности ребенка.

Ведущий: Нашим мальчикам был задан еще один вопрос: Когда вырастешь, каким ты будешь папой? (Зачитываются варианты ответов детей.)

Дети читают стихотворение «Как я взрослым стану »

Когда я взрослым стану,

Я все позволю сыну.

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать…

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать.

Кричать, по лужам бегать,

Спилить у стула ножки.

Не спать и не обедать

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружинку,

Пить воду из под крана.

Я все позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Проводится текст «Каковы мы, мужчины?»

6. Заключительный этап собрания.

Ведущий: Ну и вот подошло к концу наше собрание. Мы вас благодарим за то, что вы уделили нам внимание. Примерное решение родительского собрания:

  1. Принимать активное участие в воспитании своих детей.
  2. Продолжить сотрудничество родителей и педагогов по вопросу воспитания, обучения и развития детей.
  3. Организовать и провести совместно с детьми следующее мероприятия экскурсии, спортивные игры. И заканчиваем собрания такими словами: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие». (Д.Ж. Родари).

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ ПАП!

Уважаемые папы!

В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните)

  • Мудрый отец;
  • Глава семьи;
  • Отец-кормилец;
  • Настоящий отец;
  • Занятый отец;
  • Успешный отец;
  • Лидер в семье;
  • Доступный ребенку отец;
  • Пока несостоявшийся отец;
  • Терпеливый;
  • Строгий;
  • Импульсивный и невыдержанный;
  • Чуткий и заботливый;
  • Суровый отец;
  • Всегда находящийся на работе;
  • Отдаленный отец;
  • Дополните, если хотите.

2. С кем чаще общается Ваш ребенок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?
3. В чем, по-Вашему, заключаются функции отца в семье?
4. Сформируйте, пожалуйста, воспитательные функции отца в семье?
5. Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?
7. Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем- либо?
8. Как часто Вы говорите своему ребенку: «Сейчас я занят, потом …» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).
9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
10. На Ваш взгляд, получаете ли в общении с отцом ребенок что-то такое, что не может быть выполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ:

  • Нет;
  • Мать и отец во всем могут замещать и дублировать друг друга;
  • Не приходилось задумываться над этим вопросом;
  • Дайте свой ответ

11. Как часто говорите ребенку: « Я тебя люблю», фразы, подчеркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда.

12. Как часто Вы говорите ребенку о том, что нравится в нем (подчеркните)?

  • Часто;
  • Иногда;
  • Редко;
  • Почти никогда;

13. Ругаете ли своего ребенка при посторонних, друзьях?
14. Какие трудности в общении с детьми?
15. Доброта или строгость являются Вашими помощниками в воспитании
16. Если ли у Вас общие и любимые занятия с ребенком? Какие?
17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Приложение 2.

Вопросы для интервью.

Интервью о папе с ребенком.

Ты любишь своего папу? За что?

Кто с тобой больше занимается в свободное время - папа или мама?

Чем занимаетесь в свободное время с папой?

Чем папа занят вечерами?

Если бы ты был(а) папой, чем бы ты помог(ла) маме дома?

Когда вы с папой вместе, о чем беседуете? Какие папа задает тебе вопросы? О чем ты его спрашиваешь?

Кем папа работает? Чем занимается на работе?

Тебя папа ругает? За что?

Какой твой папа? Добрый или строгий?

Что ты с папой любишь делать?

Когда ты вырастишь, каким будешь папой?

Интервью о папе с мамой:

Какой отец в семье?

Как воспринимается отцовская роль в семье (с благодарностью, поддержкой, критикой)?

Кто будет сына или дочь по утрам, собирает в садик?

На ваш взгляд, достаточно ли папа уделяет ребенку внимание?

Как часто занимается с ним интересным делом? Каким?

Учит ли ребенка полезным делом? Каким?

Показывает ли пример вредных привычек (курит ли при ребенке в комнате, сквернословит, встречается в шумной компании с друзьями)?

Помогает ли дома по хозяйству?

МБОУ «Барагашской СОШ», ДОУ «Брусничка»

с. Барагаш Шебалинского района Республики Алтай

Много говорится о том, каким должен быть хороший отец. А какими же хотят видеть своих отцов дети? Вряд ли кто-нибудь из родителей задавал этот вопрос своим детям. Педагоги Ошевенской средней общеобразовательной школы (Архангельская обл.) решили задать и попросили детей написать сочинения на темы: «Каким должен быть отец?», «Мой папа».

Предлагаем вниманию читателей фрагмент доклада директора Ошевенской СОШ Игоря Алексеевича Торопова, подготовленного им к районной конференции «Отец – ответственная должность».

Около половины сочинений о том, какие положительные качества должны быть в папе, треть сочинений написаны о своем отце, а остальные - не знают, что писать.

«Мой папа самый красивый, самый сильный, самый смелый, самый веселый. Когда мы идем по улице, все люди с ним здороваются. Он умеет все делать своими руками. Мой папа самый лучший на свете».

Для детей младшего школьного возраста самое главное, чтобы папа уделял им как можно больше времени, помогал делать уроки, гулял с ними, читал сказки, играл.

Для подростков же главное, чтобы слова отца не расходились с делом, чтобы его уважали на работе, чтобы отец вносил в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи. Им важно, чтобы об отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщего уважения.

Вот что написали подростки:

«Мой папа любит говорить правду и не любит ложь. Я хотела бы, чтобы папа всегда помогал мне и не бросал меня в трудную минуту. Хочу, чтобы он был порядочным человеком, уважал меня и любил мою маму. Отец должен уделять больше внимания детям, а не говорить: «Я занят». Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работе, к нему часто обращаются с просьбами. Папа должен быть ласковым, добрым, заботиться о своей жене и детях. Главное, чтобы папа как можно больше времени уделял своему ребенку».

Но, к сожалению, некоторые дети видят в своих отцах лишь источник денег и материальных благ, и, если он не может их обеспечить, значит, он вообще не заслуживает внимания и уважения. Вот какие сочинения написали некоторые дети:

«Я хочу, чтобы у моего папы было много денег, чтобы он покупал мне все, что я захочу».

«Я хочу, чтобы мой папа был как новые русские, у него была машина «мерседес» и большущий дом».

«Я хочу, чтобы мой папа был президентом или банкиром и у него было много денег».

В какой-то степени в таком отношении виноваты и сами родители. Избегайте обсуждения своих материальных проблем в присутствии детей. Помочь в их решении дети все равно не могут.

Если же ребенок делит с взрослыми материальные заботы, он начинает болезненно чувствовать нехватки, беспокоиться из-за денег, которые на него тратят, ему кажется, что он «разоряет семью». Он не хочет быть обузой для родителей. Не потому ли большинство дел несовершеннолетних в судах - это дела о кражах или грабежах? Ведь ребенку непросто заработать деньги, и самым легким путем становится воровство.

У старшеклассников же требования к отцам меняются. Им нужен отец, который сам идет на откровенный разговор, которому можно довериться.

«Я люблю своего отца за понимание, за то, что он меня бережет и никогда не дает в обиду. За то, что он предостерегает меня от неверных поступков. Конечно, все мы привыкли доверять свои секреты и заветные мечты маме, а становясь старше – друзьям, но я с некоторыми проблемами обращаюсь к папе, так как считаю, что никто лучше него не решит моих трудностей. Конечно, иногда папа проявляет излишнее любопытство к моим личным делам, но я не обижаюсь на это и считаю, что это самая обыкновенная забота и проявление любви. Некоторые могут возразить, что им эта забота не нужна, что они проживут и без нее. Но пробовали ли вы поставить себя на место ребенка из детского дома, который даже за одно замечание папы отдал бы многое?»

«Я горжусь своим отцом за честность и справедливость. Он является тем источником силы, в котором я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, он вдохновляет меня и утверждает, что все получится. Он говорит, что много совершил в жизни ошибок, на которых учился, и это свойственно всем людям. Самое главное - стремиться к своей цели и не опускать руки».

Для старшеклассников важно, чтобы отец понимал современную молодежь, верил в нее, верил в своего сына, в свою дочь.

«Главное, чтобы папа любил своих детей. Больше всего мне хотелось бы, чтобы отцы относились справедливо к своим детям. Ведь если отец требует от своего ребенка невозможного, это может привести к тому, что ребенок перестанет уважать своего отца. Отец не должен унижать ребенка. Он не должен быть равнодушным к моим проблемам, но в то же время он не должен навязывать мне свое мнение. Ведь мне может не нравиться то, что нравится ему. Он должен понимать, что я тоже личность и у меня есть свое мнение. Он не должен ограничивать мою свободу. С папой я могу пошутить и поговорить серьезно. Я очень люблю своего папу. Он в моем сердце, и я горжусь им».

Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты. К сожалению, все больше детей испытывает стыд за своих родителей. Вот какие сочинения написали некоторые дети:

«Мой папа пьет. Я хочу, чтобы мой папа не пил и любил меня и мою маму».

«Мне не нравится, что мой папа повышает на меня голос по пустякам. Отец не должен кричать на ребенка и тем более бить его. Он должен спокойно объяснить, если ребенок что-то не понимает или делает неправильно».

«Мне не нравится, что, когда папа приходит с работы, он лежит на диване и смотрит телевизор. Я хотела бы, чтобы он вовремя приходил с работы, помогал маме и играл со мной».

«Мой отец уделяет мне мало времени. За плохие поступки он меня ругает, а за хорошие не говорит ни слова. Мне хотелось бы, чтобы он не был таким строгим».

«Я хочу, чтобы мой отец не забывал обо мне, не говорил, что лучше бы кто-то другой был его сыном».

«Я хочу, чтобы моего папу не поили на работе. И чтобы хоть раз в месяц мы всей семьей на выходные куда-нибудь ходили».

Пусть вам запомнятся надолго слова Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы».

В нашей школе практикуются такие методы работы, как: конференция пап, фотовыставки «Я и мой папа», День отцов, «Веселые старты», мы приглашаем пап на школьные мероприятия и классные часы, привлекаем к общественно-полезному труду совместно с детьми и на подготовку и проведение внеклассных занятий, на профориентационных мероприятиях совершаем экскурсии на производства, где заняты непосредственно мужчины.

И в конце я хочу привести слова из романа Эрве Базена «Ради сына»: «Можно сменить рубашку, род занятий, убеждения. Можно переменить жену. Но нельзя переменить ребенка. Он родился, вы принадлежите ему, вы в его власти… Ребенок необратим».

Каким должен быть настоящий отец? Вопрос не из легких. Как он должен себя вести? Как и что говорить? Наверное, точного и единого ответа на все эти вопросы нет. А все по тому, что каждый папа индивидуален и роль отца в воспитании ребенка чрезвычайно велика.

Папа и малыш

Для своего ребенка папа должен быть и воспитателем и другом. Отец должен уметь поддерживать и сопереживать, быть во всем помощником и настоящим героем. Кроме того, папа должен быть цензором и единомышленником. Но считается, что отец, прежде всего, должен быть стратегом. Мужчина в семье должен отлично владеть ситуацией. У него должно быть все под контролем.


Он - должен готовиться к своей роли заранее. Это должно быть главным его призванием в жизни. Быть папой - самая важная и необходимая профессия. Учиться ей нужно с пеленок и всю жизнь. Если в семье растет мальчик, папе необходимо приучать его к труду, причем делать это нужно с раннего возраста. Если папа, к примеру ремонтирует диван, а шестилетний сынок при этом сидит перед экраном телевизора - дело, можно сказать, пропащее. Ребенок в результате, мало того, что вырастает лентяем, так он еще вырастает и полным неучем. Чтобы такого не случилось, малыша нужно вовлекать в работу отца. Мальчик должен понимать, что его помощь отцу и семье очень нужна, что без него семье справиться с какими-то проблемами невозможно. В итоге, у ребенка появится чувство ответственности, чувство долга заботиться о своей семье. Эти качества чрезвычайно для мальчика нужны. В будущем они помогут ему в его семейной жизни.

Друг и товарищ

Важно, чтобы отец был для сына хорошим советчиком и другом. Необходимо, чтобы между ними были доверительные отношения. Отец должен поддерживать сына во всех его начинаниях, поддержать в тяжелую для него минуту и радоваться всем его успехам. Теплые отношения между папой и сыном - залог спокойной и мудрой старости для отца. Отец, ни в коем случае, не должен оскорблять, упрекать сына или в чем-то высмеивать. Это может привести к тому, что у мальчика появиться целый ряд комплексов. Отец не должен разговаривать с сыном на повышенных тонах. Его речь должна быть спокойной, твердой, но в то же время внушительной.


С самого детства папа должен учить сына любить и уважать женщин. Мальчик должен понять, что о женщинах, любого возраста, нужно заботиться. Их нужно оберегать и во всем поддерживать. Все эти качества, папа доложен демонстрировать на личном примере по отношению к своей жене. Немного иначе должен вести себя отец, при воспитании девочки. Малышка должна чувствовать от папы ласку и любовь. Ведь именно отец формирует у крохи образ идеального мужчины. Отец должен соответствовать ему. Важно, чтобы дочка чувствовала, также, заботу и внимание. Задача папы - убедить своим поведением дочь в том, что мужчина для женщины всегда верная опора и поддержка.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png