Любая организация (индивидуальный предприниматель) в своей хозяйственной деятельности может столкнуться с необходимостью исчисления и уплаты в бюджет НДС, действуя в качестве не только налогоплательщика, но и налогового агента. Особенности учета НДС при исполнении обязанностей налогового агента были рассмотрены ФНС России в письме от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@. В данной публикации методисты фирмы "1С" рассказывают, как положения указанного документа реализованы в "1С:Бухгалтерии 8". Описанный в статье порядок планируется реализовать во всех решениях на базе "1С:Предприятия 8".

Нормативное регулирование

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Обязанности налогового агента по НДС могут возникнуть у хозяйствующего субъекта в следующих ситуациях:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного или муниципального имущества непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при приобретении на территории России государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации на территории России имущества по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации на территории России конфискованного или бесхозяйного имущества, а также кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при деятельности в качестве посредника на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров (с участием в расчетах) в случае реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящим в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При этом исполнение обязанностей налогового агента не зависит от того, является или нет хозяйствующий субъект налогоплательщиком по НДС. Налоговым агентом, при условии осуществления поименованных выше операций, будет являться любая организация (индивидуальный предприниматель) независимо от применяемого налогового режима либо наличия освобождения от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

Однако обязанность налогового агента зависит не только от категории хозяйствующего субъекта, но и от категории лица, за которого осуществляется исполнение обязанности по уплате налога. Например, "при реализации имущества во исполнение судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не являются и на них соответственно, обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость не возлагается" (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/300).

Учитывая, что порядок учета НДС налоговыми агентами несколько отличен от общепринятого порядка, предусмотренного для налогоплательщиков, остановимся на основных положениях письма ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@.

В настоящей статье рассмотрим особенности оформления счетов-фактур и внесения в них изменений, а также применения вычетов НДС, характерных для двух категорий налоговых агентов - арендаторов/покупателей государственного (муниципального) имущества и покупателей товаров (работ, услуг) у иностранных лиц.

Следует отметить, что в типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии 8" не автоматизированы относительно редко встречающиеся (специфические) операции, например: исполнение обязанностей налогового агента по НДС при реализации бесхозяйных и конфискованных ценностей. Реализация на условиях посредничества товаров, принадлежащих иностранным фирмам, не состоящим на учете в налоговых органах в РФ, в программе реализована. Указанный вопрос имеет свою специфику, и в настоящей статье мы его касаться не будем.

Бухгалтерский учет обязательств по НДС

Для обособления операций по учету НДС при исполнении обязанностей налогового агента в программе "1С:Бухгалтерия 8" выделен счет 68.32 "НДС при исполнении обязанностей налогового агента". При формировании проводок используется также вспомогательный счет 76.АН "Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента".

Оформление счетов-фактур

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Как отмечается в письме ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@, налоговые агенты, также как и налогоплательщики НДС, обязаны оформлять счета-фактуры. При этом порядок оформления таких счетов-фактур будет отличен от общепринятого. В таблице № 1 рассмотрены особенности оформления счетов-фактур налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих на учете в РФ, а также при аренде государственного или муниципального имущества.

Таблица 1.

Строка счета-фактуры

Налоговые агенты, арендующие государственное (муниципальное) имущество

Налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

Строка 2
(продавец)

Приводится полное или сокращенное наименование продавца (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога

Строка 2а
(адрес)

Приводится место нахождения продавца (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога

Строка 2б
(ИНН/КПП продавца)

Приводится идентификационный номер и код причины постановки на учет продавца (указанного в договоре с налоговым агентом)

Ставится прочерк

Строка 3
(грузоотправитель и его адрес)

Строка 4
(грузополучатель и его адрес)

Ставится прочерк (по приобретаемым работам или услугам)

Строка 5
(к платежно-расчетному документу № _от__)

Указывается номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретенных услуг и (или) имущества

Указывается номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего о перечислении суммы налога в бюджет (при приобретении работ, услуг)
Указывается номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретенных товаров (при приобретении товаров)

Дополнительно необходимо обратить внимание, что также ставятся прочерки по строке 5 счета-фактуры при применении безденежной формы расчетов.

В отношении заполнения отдельных граф счетов-фактур стоит учитывать, что в графе 7 "Налоговая ставка" следует указывать ставку налога, определенную пунктом 4 статьи 164 НК РФ (10/110 или 18/118).

В "1С:Бухгалтерии 8" счет-фактура вводится на основании документа оплаты или обработкой Регистрация счетов-фактур налогового агента. Под документом оплаты в данном случае понимается документ, которым зарегистрирована оплата поставщику.

Документ Счет-фактура выданный (см. рис. 1) формирует проводку

Дебет 76.НА Кредит 68.32.

Рис. 1

Уплата налога в бюджет

В том налоговом периоде, в котором налоговый агент начислил налог, он должен на основании счета-фактуры внести необходимую запись в Книгу продаж.

Для обеспечения полноценного отражения в подсистеме НДС в "1С:Бухгалтерии 8" произойдут следующие изменения в отношении уплаты суммы налога.

Ранее регистрация факта уплаты "агентского" НДС в бюджет осуществлялась с помощью специального документа с соответствующим названием - Регистрация оплаты НДС в бюджет. Автоматически эта уплата не регистрировалась (в связи с тем, что в платежных поручениях на уплату налога в бюджет не указывалось, по какому договору и за какого налогоплательщика производится уплата налога налоговым агентом).

С выходом новых версий вводить документ Регистрация оплаты НДС в бюджет не потребуется. В данном случае (для отражения уплаты налога) в платежном документе на перечисление НДС указывается поставщик, договор и документ оплаты поставщику, по которому было произведено начисление НДС - см. рис. 2.

Рис. 2

Вычет НДС

Начисление налога в бюджет налоговым агентом производится либо при предварительной оплате (в полном объеме или при частичной оплате) товаров (работ, услуг), до момента их принятия на учет, либо при оплате принятых на учет товаров (работ, услуг). Поэтому необходимо иметь в виду следующее.

Правила применения налоговых вычетов "по авансам выданным" распространяются только на суммы налога, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии у налогоплательщика НДС-покупателя счета-фактуры, выставленного продавцом при получении оплаты, частичной оплаты. Соответственно, эти правила не распространяются на налоговых агентов-покупателей, уплачивающих в бюджет НДС с сумм предоплаты (в полном объеме или при частичной оплате) товаров (работ, услуг), до момента их принятия на учет. Связано это с тем, что у таких налогоплательщиков не будет счетов-фактур, выставленных продавцами.

Суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами, подлежат вычету при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг) только после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет).

Вычет НДС в программе "1С:Бухгалтерия 8" отражается, по общему правилу, на отдельной закладке документа Формирование записей книги покупок (см. рис. 3).

Рис. 3

Напомним, что для организаций, в учете которых отсутствуют сложные операции реализации, например, по ставке НДС 0%, без НДС программа поддерживает упрощенный учет НДС без использования регламентных документов. В упрощенном режиме учета проводки по вычету и начислению НДС, а также записи в регистры НДС покупки и НДС продажи, по данным которых строятся книга покупок, книга продаж и декларация по НДС, формируются первичными документами. В таком случае вычет НДС учитывается при применении документа Отражение НДС к вычету - см. рис. 4.

Елена Потемина , заместитель руководителя департамента
налогового и финансового консалтинга "Интерком-Аудит "

Организации, стремящиеся добросовестно и в полной мере выполнить обязанности налогового агента, сталкиваются с большим количеством неясностей и противоречий в установленном порядке исчисления и уплаты НДС. Несмотря на постоянные изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, некоторые вопросы так и остаются неурегулированными. В данной статьей рассмотрены процедуры уплаты НДС в бюджет налоговым агентом, а также применения вычета. В статье освещены изменения налогового законодательства, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, в отношении обязанностей налоговых агентов по НДС: снижают ли эти изменения существующие налоговые риски или ведут к возникновению новых.

Понятие «налоговый агент» раскрывается в пункте 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ:

«Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации ».

Случаи, когда организация или индивидуальный предприниматель признаются налоговыми агентами по НДС, установлены в статье 161 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Таблица 1.Случаи возникновения обязанности налогового агента по НДС

Ключевой момент

Правоотношения

Объект / участник

Налоговый агент

Норма НК РФ

Срок действия нормы

Приобретение товаров (работ, услуг)

Товары (работы, услуги), местом реализации которых признается РФ

Покупатель (заказчик), зарегистрированный в российских налоговых органах

Иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах

Посредничество (поручение, комиссия, агентирование) с участием в расчетах при реализации на территории РФ

Товары, передача имущественных прав, выполнение работ, оказание услуг на территории РФ

Посредник, участвующий в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

*01.01.2009

Федеральное или муниципальное имущество, имущество субъектов РФ

Получение в аренду на территории РФ

Органы государственной власти и управления и органами местного самоуправления

Арендатор

Государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями

Покупка (получение) на территории РФ

Покупатель (получатель) имущества

Конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда * , бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству

Реализация на территории РФ

Орган, организация или индивидуальный предприниматель, реализующий такое имущество

* 01.01.2009

Организация является судовладельцем

Осуществление операций, указанных в п. 6 ст. 161 НК РФ.

Собственник судна на дату операции

На практике часто обязанности налогового агента возникают по двум основаниям – приобретение товаров, работ услуг у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, и аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Причем именно по этим группам налоговых агентов возникает большое количество вопросов.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Обратите внимание, не всякая покупка у иностранного контрагента ведет к возникновению обязанности налогового агента. Прежде всего, осуществляемая операция должна являться объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Ответ на вопрос, является ли Россия местом реализации товаров, работ, услуг содержится в нормах статей 147 «Место реализации товаров» и 148 «Место реализации работ (услуг)» НК РФ. Вторым обстоятельством, свидетельствующим о возникновении обязанности налогового агента, является факт отсутствия регистрации иностранного продавца в налоговых органах РФ.

Остановимся подробно на таком моменте как пересчет агентского НДС в рубли. Ведь именно в этой валюте необходимо платить налоги в российский бюджет (п. 5 ст. 45 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации исходя из налоговой базы (пункты 1 и 3 статьи 166 НК РФ). При этом «общая сумма налога» не исчисляется, а соответственно, нет оснований применять положения пункта 4 статьи 166 НК РФ, который привязывает дату исчисления налога к моменту определения налоговой базы. Исходя из формулировки пункта 3 статьи 166 НК РФ «сумма налога исчисляется … отдельно по каждой операции по реализации », можно говорить о том, что налог требуется исчислить в этом случае именно в момент передачи права собственности на товары, результатов работ, оказания услуг налоговому агенту (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

Для расчета налога требуется определить суммовой значение налоговой базы. Общие принципы определения налоговой базы по НДС установлены статьей 153 НК РФ. Пункт 1 гласит: «Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) ». Это означает, что помимо общего порядка расчета налоговой базы для отдельных случаев могут быть предусмотрены специальные правила.

Так для случая реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, пунктом 1 статьи 161 НК РФ установлены следующие особенности:

Налоговая база рассчитывается налоговыми агентами;

Налоговая база в этом случае представляет собой сумму дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС;

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), а не в целом по итогам налогового периода.

Других особенностей расчета налоговой базы по операциям реализации товаров (работ, услуг) иностранными организациями глава 21 НК РФ не устанавливает. В том числе, формально не установлен Налоговым кодексом и особый момент определения налоговой базы НК РФ.

Обычно расчеты с иностранными фирмами российские налогоплательщики осуществляют в иностранной валюте. Согласно пункту 3 статьи 153 НК РФ «при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов ».

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат(пункт 1 статьи 167 НК РФ):

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Получается, что при выплате доходов иностранному налогоплательщику в виде авансовых платежей за приобретаемые у него товары (работы, услуги) налоговый агент в качестве такой даты должен использовать дату перечисления денежных средств, соответственно по этому курсу производится перечисление налога в бюджет. Исходя из положений пункта 14 статьи 167 НК РФ в дальнейшем при получении товаров (работ, услуг) от иностранного лица в счет данного аванса, сумма его выручки должна быть пересчитана по курсу уже на дату отгрузки.

Если же сначала происходит получение от иностранной фирмы товаров (работ, услуг), то есть наступает момент определения налоговой базы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, а только потом их оплата, дата пересчета берется на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и остается неизменной.

Сложность состоит в том, что возможность удержать налог из сумм, причитающихся иностранной организации, существует только в момент перечисления, в том числе авансовых платежей. А как указано выше, рассчитать сумму налога в полном соответствии с нормами 21 главы НК РФ на момент выплаты аванса не представляется возможным.

Практика применения положений главы 21 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 161 складывалась совершенно отлично от ее формального прочтения, изложенного выше.

В ранее действовавших Методических рекомендациях по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в пункте 32.2 прямо указывалось, что в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 161 НК РФ, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

Пункт 32.2 Приказом МНС России от 19 сентября 2003 г. N БГ-3-03/499 п. 32.2 был исключен из текста Методических рекомендаций по НДС, а в настоящее время Методические рекомендации утратили силу (Приказ ФНС России от 12.12.2005 N САЭ-3-03/665@), но на практике изложенный в нем подход продолжает применяться налоговыми органами. Позиция налогового ведомства по данному вопросу была подтверждена Письмом МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Несмотря на давность этого письма, большинство консультаций экспертов содержит ссылку на данный документ в качестве обоснования позиции консультанта. Выводы, приводимые в письме, не выдерживают ни какой критики, более того, они не основываются на положениях Налогового кодекса, однако это письмо хоть в какой-то мере снижает существующую неопределенность по данному вопросу. Причем, изложенная позиция налоговых органов удобна для организаций, являющихся налоговыми агентами, в свете применения права на вычет по удержанному и уплаченному в бюджет НДС.

Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/170, касающегося применения вычета по суммам НДС, удержанным российской организацией в качестве налогового агента. По мнению специалистов финансового ведомства, российский налогоплательщик исчисляет налоговую базу по НДС, пересчитывая ее в рубли по курсу Банка России «на дату фактического осуществления расходов », и именно эту сумму он имеет право принять к вычету, не пересчитывая на дату принятия на учет товаров, работ услуг. Вопрос налогоплательщика состоял в том, какая сумма подлежит вычету: «определенная и уплаченная на дату выплаты дохода иностранному лицу (пункт 4 статьи 174 НК) или определенная на дату принятия на учет услуги (пункт 1 статьи 172 НК) ». Исходя из ответа, получается, что специалисты Минфина также придерживаются мнения, что для определения налоговой базы по НДС дата осуществления расхода – это дата платежа иностранной организации за товары, работы, услуги.

Таким образом, в основе подхода налоговых и финансовых органов лежит признание того факта, что для случая удержания НДС из доходов иностранной организации налоговым агентом имеется особый момент определения налоговой базы - по дате оплаты иностранному контрагенту.

С учетом того, что нормы 21 главы НК РФ не позволяют определить четкого алгоритма расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов иностранной организации, но в момент перечисления аванса российской стороне необходимо выполнить требование налогового законодательства и удержать НДС, считаем возможным использовать для расчета подход, рекомендованный в разъяснениях налоговых органов.

То есть на дату совершения платежа в адрес иностранного контрагента российская организация рассчитывает сумму налога исходя из рублевой оценки выручки налогоплательщика - иностранной организации, пересчитанной по курсу на дату платежа. Следовательно, определена сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом. Факт удержания налога из сумм, причитающихся иностранному контрагенту, и возникновения обязательства налогового агента перед бюджетом отражается организацией следующей записью на счетах бухгалтерского учета: дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредит счета .

Теперь рассмотрим возникновение обязанности у второй «популярной» группой налоговых агентов. Это арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

Обратите внимание на следующий момент, п.3 ст.161 НК РФ указывает на возникновение обязанности налогового агента только у тех лиц, которые арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления. От лица этих органов, как правило, действуют комитеты по управлению государственным имуществом (КУГИ) (департаменты имущества).

Гражданским законодательством установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. То есть правоотношения возникают между двумя лицами. На практике используются т рехсторонние договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества с участием бюджетных учреждений. Учреждение поименовано в этих договорах в роли балансодержателя, а органы государственной власти (органы местного самоуправления) - в роли арендодателя. Возникает вопрос, изменяет ли такая конструкция договора обстоятельство возникновения обязанности налогового агента.

Когда арендодателем государственного имущества является непосредственно организация, которой такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, арендатор этого имущества в соответствии с буквой закона не должен исполнять обязанности налогового агента по НДС. Организации-арендодатели исчисляют и уплачивают НДС в бюджет самостоятельно. Такая позиция была высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О. Суд указал, что порядок уплаты налога, установленный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за ФГУП, то есть составляющего государственную казну (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Получается, что если арендодателем является балансодержатель, например государственное , то п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется. Налогоплательщиком в этом случае является отдельное , способное самостоятельно уплатить налог в общеустановленном порядке.

Анализ арбитражной практики по вопросу о правомерности привлечения организации-арендатора государственного имущества к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента свидетельствует, что суды в большинстве случаев исходят из их фактического содержания отношений, прежде всего, обращая внимание на то, был ли в конечном итоге уплачен в бюджет НДС. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 арбитры отказали во взыскании с арендатора-агента НДС и штрафных санкций за неуплату налога, поскольку в договоре аренды было зафиксировано, что арендатор перечисляет балансодержателю всю сумму арендной платы, включая НДС, а последний уплачивает НДС в бюджет. Когда же трехсторонний договор содержит указание на то, что арендатор перечисляет НДС в бюджет, но фактически этого не делает, суд признает правомерным начисление ему налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.11.2006 N А65-41609/05-СА1-32).

Следует обратить внимание, что отсутствие в договоре аренды условия об обязанности арендатора удерживать из доходов арендодателя и перечислять в бюджет НДС не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания для освобождения налогового агента от исполнения обязанностей, установленных в п. 3 ст. 161 НК РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42).

Таким образом, арендатору не грозят претензии со стороны налоговых органов в части исполнения обязанностей налогового агента лишь в том случае, когда получает в аренду имущество по двустороннему договору непосредственно с балансодержателем

Случаи применения расчетных ставок для расчета суммы НДС указаны в п.4 ст. 164 НК РФ, в том числе это относится к удержанию налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 - 3 ст. 161 НК РФ. Налоговая база при этом определяется с учетом налога. При выполнении обязанности налогового агента на основании пунктов 4-6 ст.161 НК РФ налоговая база определяется исходя из цены реализации без учета суммы НДС. Следовательно, начислять налог необходимо по прямой ставке.

До последнего времени оставался дискуссионным вопрос, обязаны ли организации, являющиеся налоговыми агентами на основании пунктов 2 и 3 статьи 161 НК РФ, выписывать счет-фактуру. Изменения, внесенные в статью 168 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, призваны внести определенность.

Пункт 3 статьи 168 НК РФ дополнен вторым абзацем: «При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса ».

По мнению автора, это новое положение нельзя рассматривать, как требование выписывать счет-фактуру в том же порядке, что и налогоплательщики, а только определяет содержание документа, составляемого налоговым агентом. Пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ устанавливают перечень обязательных реквизитов для счета-фактуры, выписываемого при реализации товаров (работ, услуг). Указание составить счет-фактуру «при исчислении суммы налога» можно трактовать как привязку к моменту определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налоговым агентом. Налоговый агент в рассматриваемых случаях не может «предъявить» налог покупателю, так как сам является покупателем. Поэтому ни при реализации, ни при получении оплаты налоговый агент не обязан составить счет-фактуру. Налоговый агент исчисляет сумму налога по каждой операции по реализации товаров, работ, услуг, в результате такого расчета и оформляется счет-фактура.

Нельзя однозначно оценить, каким образом данное дополнение в статье 168 НК РФ повлияет на порядок применения вычета по НДС, уплаченному налоговым агентом. Однако

Налоговые агенты, также как и налогоплательщики, представляют по итогам налогового периода (квартал) декларацию в налоговые органы по месту своего учета. Срок представления декларации общий - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.174 НК РФ). Лица, исполняющие обязанности налоговых агентов, заполняют раздел 2 формы декларации, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. Порядок заполнения налоговой декларации (далее Порядок заполнения) также утвержден Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Раздел 2 декларации должен быть заполнен отдельно по каждому иностранному лицу и каждому арендодателю. Это означает, что при возникновении обязанности налогового агента в результате отношений с несколькими лицами, данный раздел декларации заполняются на нескольких страницах (п. 23 Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н).

Не всегда налоговый агент может заполнить все строки раздела 2 Декларации. Так в случаях, установленных пунктами 1 (покупка товаров у иностранного лица), 4 (реализация конфискованного имущества), 5 (продажа товаров иностранного лица по поручению), 6 (реализация судна) статьи 161 НК РФ нет возможности указать ИНН и КПП налогоплательщика, то в строках 040, 050 раздела 2 ставятся прочерки.

Строка 100 предназначена для указания кода операции, который характеризует ситуацию возникновения обязанности налогового агента, что, в свою очередь, указывает на порядок расчета суммы налога к уплате. Ведь раздел 2 Декларации не содержит строк для отражения налоговой базы, ставки налога. Налоговый агент Коды облагаемых операций перечислены в Приложении к Порядку заполнения НДС-декларации. Налоговому агенту для заполнения Декларации потребуется информация, отраженная в разделе IV «Операции, осуществляемые налоговыми агентами». Так в случае покупки товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в России, требуется указать код 1011701.

Организациям (индивидуальным предпринимателям), приобретающим товары (работы, услуги) у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в России, либо арендующим имущество у госорганов, требуется указать информацию о сумме налога в рублях только в строке 090. А вот в случаях, предусмотренных пунктами 4 (реализация конфискованного имущества) и 5 (продажа товаров иностранного лица по поручению), налоговый агент заполняет также строки 110, 120, 130 раздела 2 Декларации. При этом размер налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет (строка 090), определяется как сумма значений строк 110 и 120 за минусом показателя строки 130 (п. 24 Порядка заполнения).

Порядок отражения в бухгалтерском учете налогового агента суммы налога, удержанного из доходов налогоплательщика (подлежащего удержанию) вызывает споры у специалистов, так как нормативные документы не содержат подробных правил для данной ситуации. Представляется, что при решении данного вопроса следует учитывать отличие категории налогового агента от категории налогоплательщика.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. Перечень обязанностей налоговых агентов предполагает последовательное исполнение каждой из них:

1. Исчислить сумму налога;

2. Удержать налог из выплачиваемых денежных средств;

3. Перечислить в бюджет.

Как видно обязанность уплатить налог не возложена на налогового агента, так как в соответствии с налоговым законодательством именно обязанность уплачивать налог является основной характеристикой налогоплательщика (статья 19 НК РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить эту обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ). В частности, в соответствии с Налоговым кодексом обязанность по исчислению и удержанию налога может быть возложена на налогового агента, тогда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (пункт 1 статьи 8 НК РФ). Как видно, налогом признается изъятие части имущества, принадлежащего именно налогоплательщику, а не третьим лицам. Поэтому налоговый агент не уплачивает налог вместо налогоплательщика, а удерживает сумму налога из средств, причитающихся налогоплательщику, то есть уже принадлежащих налогоплательщику.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Задолженность организации отражается на счетах бухгалтерского учета только тогда, когда возникает обязательство именно этой организации перед другими лицами.

Обращаем внимание, непосредственно обязанность по уплате налога не возлагается на налогового агента. Следовательно, обязательства перед бюджетом по уплате конкретного налога не являются обязательствами организации, признаваемой налоговым агентом. Обязанность налогового агента состоит в том, что он должен в установленный срок перечислить в бюджет удержанную сумму налога. Значит, обязательство перед бюджетом возникает в момент удержания налога из доходов налогоплательщика.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее Инструкция). При этом счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты.

Также в соответствии с пунктом 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) любая иная , кроме задолженности перед бюджетом, отражается на основании данных самой организации, независимо от того, признает ли наличие задолженности в тех же или иных размерах другая сторона. А вот отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны (пункт 73 Приказа Минфина России N 34н). Тождественность обеспечивает отражение по счету только тех сумм, которые заявлены в декларации (расчете) по конкретному налогу.

С учетом вышесказанного, в бухгалтерском учете налогового агента по кредиту счета отражается именно сумма исчисленного и удержанного налога на добавленную стоимость, так как на дату удержания возникает обязательство налогового агента перед бюджетом, о котором сообщается в соответствующей налоговой декларации (расчете).

Организация (индивидуальный предприниматель) может принять к вычету сумму НДС , уплаченную в бюджет в качестве налогового агента, при выполнении условий, установленных статьей 171 НК РФ. Вычет сумм уплаченного НДС предусмотрен в отношении не всех категорий налоговых агентов. Так не имеют права на вычет налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ, то есть реализующие на территории России конфискованное имущество и участвующие в расчетах посредники при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории России иностранными лицами.

Прежде всего, вычет может применить только плательщик НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ). В отношении правил применения вычета налоговым агентом с 01 января 2009 года действует новая редакция абзаца 3 пункта 3 статьи 171 НК РФ. Уточнено, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, если данный налог был уплачен ими в соответствии с главой 21 НК РФ . При этом, как и ранее, купленные налоговым агентом товары, работы или услуги должны быть приобретены для использования в облагаемой НДС деятельности (для целей, указанных в п.2 ст.171 НК РФ).

Условия применения вычета по НДС теперь не содержат прямого указания на необходимость удержать налог из доходов налогоплательщика (иностранного продавца, арендодателя). Такие уточнение соответствует позиции контролирующих органов, высказывающейся в последнее время (Письмо Минфина РФ от 28.02.2008 N 03-07-08/47, направлено для сведения Письмом ФНС РФ от 17.03.2008 N 03-1-03/908@)). Однако порядок налогообложения устанавливается нормами законодательства о налогах и сборах, а формулировки пункта 3 статьи 171 НК РФ позволяли судам приходить к выводу о правомерности отказа в вычете при выплате НДС из собственных средств налогового агента (Постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2007 N А35-5500/06-С21).

И змененный абзац 3 дополнен также указанием на имущественные права, приобретенные налогоплательщиком у иностранного лица, являющимся налоговым агентом. Ряд специалистов высказывает мнение, что такое дополнение означает расширение случаев применения вычета по НДС, уплаченному налоговыми агентами. По мнению автора, такое утверждение преждевременно. В абзаце 3 формулируется условие применения вычета по НДС, а характеристика сумм, принимаемых к вычету налогоплательщиками, являющимися налоговыми агентами, содержится в абзаце 1 пункта 3 статьи 171 НК РФ. Так как выполнять обязанности налогового агента в данной ситуации пункт 1 статьи 161 не требует, то нельзя говорить о том, что налог уплачен налоговым агентом «в соответствии» со статьей 173 и в целом с главой 21 НК РФ. А это может являться основанием для отказа в вычете.

В своих разъяснениях налоговики настаивают на том, что налоговый агент может принять к вычету уплаченный НДС только при наличии счета-фактуры, который он сам и должен выставить (Совместное Письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 17.03.2008 № 03-1-/908@) ,Письмо УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147 (со ссылкой на Письмо МНС России от 14.04.2003 N 03-1-08/1139/26-Н309)). При этом в судебной практике есть решения, подтверждающие эту позицию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2007 N Ф08-3941/2007-1558А). В свете такой позиции налоговых органов у налоговых агентов, являющихся покупателями товаров, работ услуг иностранного лица или арендаторами государственного имущества, возникает необходимость выписки счета-фактуры для применения вычетов по НДС без претензий со стороны проверяющих. Глава 21 НК РФ в редакции до 01.01.2009 не обязывала лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов, выписывать счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и книге продаж. Как указано выше, изменения, внесенные в статью 168 НК РФ, могут только укрепить позицию фискальных органов.

Представляется, что порядок применения налоговых вычетов, установлен статьей 172 НК РФ, и не зависит от факта составления налоговым агентом счета-фактуры. Общие условия применения вычета содержит пункт 1 статьи 172 НК РФ. Многие специалисты считают, что нормы пункта одинаковы абсолютно для всех налогоплательщиков в части наличия счета-фактуры.

Оплата НДС поставщику в составе стоимости товаров,

Уплата НДС при ввозе на таможенную территорию РФ,

Уплата суммы НДС в бюджет в качестве налогового агента.

Соответственно, в первом случае, к вычету принимается налог, предъявленный поставщиком, во втором случае, налог, уплаченный в составе таможенных платежей, в третьем случае, налог уплаченный в бюджет налоговым агентом. Счет-фактура, являясь документом, в котором поставщик предъявляет налог покупателю, может быть основанием для применения вычета только в первом случае. В третьем случае основанием применения вычета является «документ, подтверждающий уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами ». Формулировка первого абзаца п. 1 ст. 172 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что вычет сумм НДС, удержанных налоговыми агентами, может производиться без счетов-фактур на основании любых иных документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О. Суд указал на то, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налогоплательщик, являющийся налоговым агентом (в частности, арендатор государственного имущества), вправе получить вычет на основании документов, подтверждающих уплату НДС.

Относительно даты применения вычета по сумме НДС, уплаченного в качестве налогового агента, имеются неоднозначные разъяснения контролирующих органов.

Так в апреле 2008 года специалисты финансового ведомства очередной раз (Письмо Минфина России от 16.09.2005 N 03-04-08/241, Письмо Минфина России от 15.07.2004 N 03-04-08/43) высказали мнение, что организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента НДС при приобретении услуг у иностранного лица, имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет (Письмо Минфина РФ от 07.04.2008 № 03-07-08/84).

Данное письмо было направлено для сведения в инспекции ФНС РФ с одновременным сообщением налоговой службой своей позиции, отличающейся от мнения Минфина РФ. Налоговики настаивают, как и ранее, что право на вычет возникает у налогоплательщика в следующем налоговом периоде после уплаты НДС в качестве налогового агента и отражения суммы исчисленного налога в декларации.

Доводы специалистов налоговой службы, приведенные в указанном письме, представляются необоснованными. По мнению автора, в рассматриваемом вопросе совершенно неприемлемы аргументы со ссылками на нормы первой части НК РФ. Статьи 52 «Порядок исчисления налога», 55 «Налоговый период», 80 «Налоговая декларация» первой части НК РФ определяют значения соответствующих категорий, в которых они используются в целях налогообложения, но не устанавливают правил исчисления конкретного налога. Порядок использования права на вычет и условия его предоставления налогоплательщику регулируется главой 21 НК РФ. При этом нормы главы 21 НК РФ позволяют, что право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в том налоговом периоде, когда сумма налога на добавленную стоимость, удержанная налоговым агентом, фактически перечислена в бюджет. Такой подход находит подтверждение в арбитражной практике, положительной для налогоплательщиков.

Так в Постановлении ФАС ЗСО от 3 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1851/2007(32928-А70-31) суд указал, что порядок предъявления к вычету сумм НДС не предусматривает условий, при которых уплаченная в соответствующий налоговый период сумма налога может быть предъявлена плательщиком к вычету только в следующем налоговом периоде. В связи с этим общество, уплатившее в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС при приобретении у иностранных лиц работ (услуг), правомерно заявило право на вычет данных сумм налога в том налоговом периоде, в котором фактически уплатило налог в бюджет. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2863/2008 по делу N А32-24289/2007-59/501 (Определением ВАС РФ от 25.07.2008 N 9235/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.05.2007 по делу N А43-16382/2006-34-691, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 по делу N А32-3620/2008-58/49. Доводы налогового органа о том, что налоговый агент может поставить НДС к вычету лишь в периоде, следующем за тем, когда налог был уплачен и отражен в декларации, не находят поддержки у судей (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 N Ф04-3085/2006(22778-А27-26) по делу N А27-34349/05-6, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 N А29-286/2005а, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-2469/2006(20423-А02-40) по делу N А02-3564/2005, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2005 N Ф04-845/2005(9008-А70-14), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 по делу N А13-9766/2005-23).

Таким образом, налогоплательщик, являющийся налоговым агентом, имеет право заявить вычет в том налоговом периоде, в котором произведены расчеты с бюджетом, то есть когда агент перечислил налог в бюджет.

За невыполнение обязанностей налогового агента статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Поэтому организации (индивидуальному предпринимателю) важно уметь выявить признаки ситуации, в которой при отсутствии объекта обложения возникает возможность нанести вред бюджету, тем самым совершить налоговое правонарушение и быть привлеченным к ответственности.

Литература:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II).
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2007 N Ф08-3941/2007-1558А
  • Постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2007 N А35-5500/06-С21
  • Постановлении ФАС ЗСО от 3 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1851/2007(32928-А70-31)
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2863/2008 по делу N А32-24289/2007-59/501
  • Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.05.2007 по делу N А43-16382/2006-34-691
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 по делу N А32-3620/2008-58/49
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 N Ф04-3085/2006(22778-А27-26) по делу N А27-34349/05-6
  • Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2005 N А29-286/2005а
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-2469/2006(20423-А02-40) по делу N А02-3564/2005
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2005 N Ф04-845/2005(9008-А70-14)
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2006 по делу N А13-9766/2005-23)
  • Письмо Минфина РФ от 07.04.2008 № 03-07-08/84
  • Письмо Минфина РФ от 28.02.2008 N 03-07-08/47
  • Письмо Минфина РФ от 03.07.2007 N 03-07-08/170
  • Письмо Минфина РФ от 16.09.2005 N 03-04-08/241
  • Письмо Минфина РФ от 15.07.2004 N 03-04-08/43
  • Письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 17.03.2008 № 03-1-/908@
  • Письмо МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@
  • Письмо УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147

2. НДС

3. Посредническая деятельность

Правовые основы агентского договора .

Правовые особенности агентских договоров установлены главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии со статьей 1005 ГК РФ:

«По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала».

В зависимости от того, как заключен , различаются права и обязанности каждой из сторон договора.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В данном случае к отношениям, вытекающим из агентского договора применимы правила главы 51 «Комиссия» ГК РФ, то есть правила договора комиссии.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В данном случае применимы правила главы 49 «Договор поручения» ГК РФ. Следует иметь в виду, что если агентское соглашение реализовано по схеме договора поручения, то к нему, так же как и к договору поручения, применяются общие нормы о представительстве, установленные главой 10 «Представительство. Доверенность» ГК РФ.

То есть, агентский договор представляет собой форму посреднического договора, который включает в себя элементы договора поручения и комиссионного договора.

В рамках одного договора на агента могут быть возложены разного характера поручения: одни он исполняет, выступая от своего имени, другие - от имени своего принципала.

Принципал уплачивает агенту вознаграждение в размере и в порядке, определенном в агентском договоре. Это положение устанавливается статьей 1006 ГК РФ. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно оплачиваются аналогичные услуги.

При этом хочется обратить внимание на тот момент, что при отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

Согласно статье 1007 ГК РФ стороны агентского договора могут ограничить друг друга в отдельных правах. Но об этом должно быть указано в договоре.

В соответствии со статьей 1007 ГК РФ:

«1. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.

2. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре».

Пункт 3 статьи 1007 ГК РФ запрещает в агентском договоре устанавливать положения, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории потребителей либо исключительно потребителям, находящимся или проживающим на определенной в договоре территории. Такие условия объявляются ничтожными.

В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. Если в договоре соответствующие условия отсутствуют, то отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Это определено пунктом 1 статьи 1008 ГК РФ.

Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить об этом агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет будет считаться принятым.

В соответствии со статьей 1009 ГК РФ, если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом. При этом агент остается ответственным за действия субагента перед принципалом. Более того, в агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента, заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 187 ГК РФ субагент может действовать на основе передоверия.

Пунктом 1 статьи 187 ГК РФ установлено, что:

«Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность».

Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным статьей 976 ГК РФ.

Статья 1010 ГК РФ устанавливает основания, согласно которым агентский договор прекращается вследствие:

«отказа одной из сторон от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия;

смерти агента, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

признания индивидуального предпринимателя, являющегося агентом, несостоятельным (банкротом)».

В соответствии со статьей 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, могут применяться правила о договоре комиссии (глава 51 ГК РФ) или поручения (глава 49 ГК РФ), если они не противоречат нормам главы 52 «Агентирование» ГК РФ и существу агентского договора.

Правила, предусмотренные главой 49 и 51 ГК РФ, применяются в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени. Если агент действует от имени принципала, то в этом случае применяются правила договора поручения. Если агент действует от своего имени, то применяются правила договора комиссии.

Оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). Это установлено подпунктом 41 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 156 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи 156 НК РФ:

«Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров».

В бухгалтерском учете агента выручка, связанная с оказанием посреднических услуг, является доходом от обычных видов деятельности. Это определено пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н (далее – ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете агента сумма выручки от оказания посреднических услуг отражается по счету 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» в корреспонденции со счетом 76-5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом к счету 76-5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» целесообразно открыть субсчет «Расчеты с принципалом».

Расходы агента, связанные с оказанием посреднических услуг, учитываются на счете . Суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» списываются в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

Отметим, что в зависимости от предмета агентского договора различают порядок ведения бухгалтерского учета посреднических операций. Условно агентские сделки можно разделить на две группы:

Заключение договоров с покупателями на реализацию товаров (работ, услуг) принципала;

Заключение договоров с поставщиками материальных ценностей для принципала.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете агента посреднических операций.

Пример 1.

ООО «Принципал» поручил реализовать товар ООО «Агент» на сумму 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей). Согласно заключенному договору агентское вознаграждение составляет 8% (включая НДС) от стоимости проданного и оплаченного товара ООО «Принципала».

После окончания срока действия агентского договора ООО «Агент» представил отчет ООО «Принципалу», согласно которому товар продан полностью.

В рассматриваемом примере агент участвует в расчетах.

Собственные расходы ООО «Агента» составили 2 500 рублей.

Рабочим планом счетов предусмотрено использование следующих счетов:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Получен товар от ООО «Принципала» на реализацию

76-5 «Расчеты принципалом»

Отражена продажа товара покупателям

62-3 «Расчеты с покупателями и подрядчиками по агентскому договору»

Отражена оплата товара покупателем

76-5 «Расчеты с принципалом»

Начислено агентское вознаграждение (295 000 рублей х 8%)

Начислен НДС с агентского вознаграждения

Отражены собственные расходы ООО «Агент»

76-5 «Расчеты с принципалом»

Перечислены денежные средства Принципалу за вычетом комиссионного вознаграждения

90-9 «Прибыль / убыток от продаж»

Отражен финансовый результат у ООО «Агент»

Окончание примера.

Пример 2.

ООО «Принципал» заключило агентский договор с ООО «Агент» на предмет приобретения для него товаров с доставкой до места нахождения складов ООО «Принципала». Согласно договору вознаграждение ООО «Агента» составляет 3% от суммы сделки после утверждения отчета ООО «Принципалом».

ООО «Принципал» перечислил ООО «Агент» денежные средства на приобретение товара и расходов, связанных с приобретением товара сумме 944 000 рублей.

Рабочим планом счетов ООО «Агент» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыты следующий субсчет:

76-5 «Расчеты с принципалом»

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

76-5 «Расчеты с принципалом»

Отражены денежные средства, поступившие от принципала для исполнения договора

60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рамках агентского договора»

Отражена предоплата поставщику за товар

60-1 Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рамках агентского договора»

Отражена предоплата транспортной компании за доставку груза

76-5 «Расчеты с принципалом»

60-1 «Расчеты с поставщиками и заказчиками в рамках агентского договора»

Предоставлен отчет принципалу

Отражено агентское вознаграждение (696 200+147 800) х 3%

68-2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

Начислен НДС с вознаграждения

76-5 «Расчеты с принципалом»

Отражена оставшаяся сумма предоплаты от принципала в счет начисленного вознаграждения

76-5 «Расчеты с принципалом»

Перечислена Принципалу оставшаяся сумма от перечисленной предоплаты

Отражены собственные расходы агента

90-9 «Прибыль убыток от продаж»

Отражен финансовый результат агента

Окончание примера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ доходом от реализации услуг агента в целях налогообложения прибыли признается выручка от реализации услуг, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за оказанные услуги, за вычетом налогов, предъявленных принципалу.

Для налогоплательщиков - агентов, определяющих доходы и расходы методом начисления в целях налогообложения прибыли датой получения дохода признается дата реализации услуг, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Для налогоплательщиков - агентов, определяющих доходы и расходы кассовым методом, датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу. Это подтверждается Письмом Минфина Российской Федерации от 15 марта 2006 года №03-03-04/1/231.

Согласно статье 252 НК РФ:

В предыдущем разделе мы указывали, что принципал может поручить агенту либо продать товары (работы, услуги), либо приобрести товары (работы, услуги).

В бухгалтерском учете принципал выручку отражает только после получения отчета агента о факте выполнения им обязанностей по агентскому договору. Именно отчет агента подтверждает соблюдение условий признания выручки в бухгалтерском учете, указанных в пункте 12 ПБУ 9/99:

«а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены».

Принципал для отражения товаров, переданных агенту на продажу, использует счет 45 «Товары отгруженные» . Операция по передаче товара агенту отражается в бухгалтерском учете принципала путем переноса соответствующих сумм с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные» .

После того, как право собственности на товары перейдет покупателю, принципал отражает у себя выручку по счету 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка».

Статья 161 НК РФ гласит:

  1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
  2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Рассмотрим ситуацию на примере иностранной организации, у которой мы будем покупать услуги.

В справочнике «Контрагенты» введем контрагента «Нерезидент (услуги)», установим флаг «Поставщик».

Меню: Полный интерфейс - Справочники - Контрагенты

После записи контрагента на закладке «Счета и договоры» откроем создавшийся по умолчанию договор с поставщиком и перейдем на закладку «Дополнительно».

Установим флаг «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС», Вид агентского договора - выберем «Нерезидент»:

Рассмотрим наш пример в рамках I квартала 2013 г.

Предоплата поставщику за услуги

10.01.2013 года создадим документ «Платежное поручение исходящее» с видом операции «Оплата поставщику».

При этом обязательно установим флаг «Оплачено». В поле «% НДС» - укажем значение «Без НДС»:

В нашем случае в учетной политике указано, что взаиморасчеты актуализируются при проведении документов:

Поэтому сразу же при проведении документа программа определит данную операцию как аванс и отразит на счете 60.02 «Расчеты по авансам выданным».

Поступление услуги

23.01.2013 года введем документ «Поступление товаров и услуг» с видом операции «Покупка, комиссия».

Меню: Полный интерфейс – Документы – Управление закупками

Документ вводится с вариантом расчета НДС «18% сверху» (кнопка «Цены и валюта» снят флаг «Сумма вкл.НДС»).

Обратите внимание! Первичные документы будут без НДС, мы отражаем в программе с НДС!

Внизу выводится отображение «Счет-фактура не требуется»:

Для отражения входящих услуг,например, на 44 счете, статья затрат должна иметь характер затрат «Издержки обращения»:

Для зачета аванса по 60.02 необходимо заполнить закладку «Предоплата» по кнопке «Заполнить»:

Проводки документа «Поступление товаров и услуг» будут следующими:

Обратите внимание ! Появление счета 19.04 в корреспонденции со счетом 76.НА не повлечет за собой автоматический вычет НДС в книге покупок, как в обычной ситуации.

Увидим отражение суммы налога в регистре «НДС предъявленный» с видом ценности «Налоговый агент (Иностранцы)». Данный регистр необходим для дальнейшего отражения вычета в книге покупок (после уплаты агентского НДС).

Начисление НДС

Для выписки документа «Счет-фактура выданный» с видом «Налоговый агент» от 23.01.2013 года можно воспользоваться обработкой «Регистрация счетов-фактур налогового агента»:

Меню: Бухгалтерский и налоговый учет – НДС - Регистрация счетов-фактур налогового агента

По кнопке «Заполнить» в данную обработку попадут предоплаты, сделанные по договорам налогового агента:

По кнопке «Выполнить» выписанный счет-фактура отобразится в табличной части обработки.

Выписанный счет-фактура имеет вид:

Проводки документа «Счет-фактура выданный»:

Обратите внимание! Для расчетов по НДС налогового агента в программе предусмотрен специальный субсчет 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента».

По кнопке «Перейти» можем посмотреть «Движения документа по регистрам»:

Увидим отражение суммы налога в регистре «НДС начисленный» с видом ценности «Налоговый агент (Иностранцы)». Данный регистр необходим для отражения счета-фактуры в книге продаж.

Отражение «Счета-фактуры» налогового агента в книге продаж

Для отражения «Счета-фактуры» налогового агента в книге продаж необходимо создать и заполнить регламентный документ «Формирование записей книги продаж».

Меню: Полный интерфейс – Документы – Ведение книги продаж

Заполнится закладка «Начислен к уплате», после проведения документа проводки сформированы не будут, только произойдет движение по регистру «НДС начисленный»:

Оплата НДС (агентского)

Оплатим НДС не в полном объеме.

31.01.2013 создадим документ «Платежное поручение исходящее» с видом операции «Перечисление налога».

Меню: Полный интерфейс - Документы - Управление денежными средствами

При этом обязательно установим флаг «Оплачено». Указываем счет 68.32 и обязательно в качестве третьей аналитики указываем платежное поручение исходящее, по которому была отражена оплата поставщику-иностранцу:

Проводки документа «Платежное поручение исходящее» будут следующими:

Отражение «Счета-фактуры» налогового агента в книге покупок

Для отражения «Счета-фактуры» налогового агента в книге покупок необходимо создать и заполнить регламентный документ «Формирование записей книги покупок».

Меню: Полный интерфейс – Документы – Ведение книги покупок

В документе укажем дату 31.03.2013 года, нажмем кнопку «Заполнить» - «Заполнить документ»:

Заполнится закладка «Вычет НДС по налоговому агенту», причем на сумму, не превышающую оплаты агентского НДС. После проведения документа будут сформированы проводки и произойдет движение по регистру «НДС предъявленный»:

Сформировать книгу покупок в интерфейсе «Бухгалтерский и налоговый учет» можно в:

Меню: НДС – Книга покупок по Постановлению №1137

Стандартными отчетами можно проанализировать ситуацию по счетам 76.НА, 68.32, 19.04.

Если остатка по счету 76.НА «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента» нет, то это говорит о том, что НДС налогового агента начислен в полном объеме на оплату поставщику-иностранцу:

Остаток по счету 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» говорит о том, что НДС налогового агента уплачен не в полном объеме:

Соответственно, остаток по счету 19.04 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным услугам» говорит о том, что НДС принят к вычету только в объеме уплаты:

Если в следующем квартале произойдет оплата НДС по счету 68.32, то НДС по счету 19.04 можно будет принять к вычету. Документ «Формирование записей книги покупок» также заполнится автоматически.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png