Обрядовый фольклор.

Календарно - обрядовые песни

ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период.Фольклор – искусство коллективное. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.

Ритуал - церемония, преследующая магическую цель.

Обычай - всякий установленный, традиционный порядок действий, обряд - ритуал.

Обряд - “совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции” (Словарь Ожегова). Обряд - это способ общения с обожествлённым явлением природы. Определённые слова, связанные с определёнными действиями, помогают человеку установить отношения с окружающим его миром. Потому слово и действие наделяются при этом магической, “заклинательной” силой. Всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества.

Обряд был направлен на достижение определенных целей: плодородие, излечение от болезни, рождение ребёнка, защита от опасностей и так далее. Подавляющее большинство обрядов сопровождается текстами разных жанров. Для календарных обрядов характерно использование календарных песен (колядок, масленичных, купальских), во время свадебного обряда, наряду с песнями, исполняются плачи, или причитания, отчасти напоминающие похоронные причитания.

Самый распространённый жанр обрядового фольклора – заговоры – магические тексты, сопровождающие ритуал.

Устное народное творчество:

1. заговоры и заклинания

2. мифологические рассказы

3. детский фольклор

4. исторические песни

5. народные песни

6. народные сказки

7. духовные стихи

9. малые жанры фольклора(загадка, пословица, поговорка)

Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем.

Зимний цикл календарного фольклора.

Зимний цикл в основном состоит из песен. Изначально песни включали в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок.Колядка – это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году.

Главный зимний языческий праздник,совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) - выкликать. Жрец в древнем Риме выкликал начало каждого месяца. Отсюда же и слово “календарь”. Святки, продолжающиеся двенадцать дней - от Рождества Христова до Богоявления, совмещают в себе христианские и языческие черты. Коляда связана с представлением об “умирании” солнца: оно описало свой годовой путь вокруг мирового древа. Ночь перед возрождением солнца - ночь хаоса, противопоставляющего себя космосу - мировому порядку. Это как бы ситуация “начала мира”. Это опасное время, когда потусторонний мир как бы приближается к человеку, границы между своим и чужим миром стираются. Именно поэтому так распространено в Святки “ряженье” - скрывание лица под личиной - “бесовское” занятие, грех которого надо было смывать в проруби во время водоосвящения на Богоявление (этим праздником и кончались Святки). Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение - признак полноты дома. Колядка - песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

С праздником Коляды связан и сам обычай гадания. Гадания бывают нестрашные (на вещах, на курицах, у ворот, башмаком, подслушивание и так далее) и страшные, когда человек пытался узнать будущее, выходя на “прямой контакт” с “иным” миром - таковы, например, гадания на перекрёстке дорог или гадание с зеркалом. Весьма распространённый вид нестрашного святочного гадания - гадание на вещах, сопровождаемое подблюдными песнями. Гадавшие (а это, как правило, были девушки) собирали в одну чашу (блюдо) украшения, накрывали чашу платком и под пение подблюдных песен вынимали наугад украшение из чаши. Чьё было украшение - той в песне и была предсказана судьба.

Масленица. Это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу - соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. “В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты», петь до надсады, плясать до упаду”. Комичен в народном представлении и образ Масленицы: “широкорожая”, “курносая”, “кривошеея”, “голошеея”, “кургузая” баба, грязнуля, обжора (“блиноеда”, “полизуха”), забияка (“колотуха”), воровка (“обируха”), врунья (“обмануха”), “которую ждут” (И.Земцовский).

Весенний цикл календарного фольклора.

Веснянка - связана с обрядом “закликания” весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек - своеобразные песни-заговоры, “замыкающие” зиму, ускоряющие приход весны. Пекли специальные сдобы - в виде фигурок птиц (жаворонков), выпускали птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну.

Хороводы изначально связаны с праздником весеннего обновления природы. Начинали водить с пасхальной недели.

На радуницу(-радуницкие,в день 23 апреля - георгиевские, 9 мая –никольские). Весенние хороводы переходили в летние: Троицкие, Всесвятские, Ивановские, Петровские. К хороводным причисляют все песни. Могли петь любую, если ее характер отвечал теме хороводных песен. Древние хороводные песни прочно связаны с праздничными заклинательными обрядами. Считалось, что молодые девушки должны перенять опыт у женщин.

Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и другие.

Песни делились на наборные(с них начинали) проходочные и разборные(ими заканчивали). В поэтике хороводных и игровых песнях выразилась их сущность как игровых произведений. В песне сюжетная ситуация сменяется одна другой. Песня членится на равные части. Это коллективная поэзия и поэтому ей присущ тон радостного восприятия жизни, веры.

Семик. Семицко-троицкая песня - связан с празднованием Троицы, с завиванием и развиванием берёзки. Берёзку, венки бросали в воду, чтобы они могли передать земле свою растительную силу и чтобы узнать будущее: утонет венок - человек умрёт (архаичное поверье) или женится (более позднее).

Летний цикл календарного фольклора.

День Ивана Купала. День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга - ночь на 25 июля. День Ивана Купалы - кульминация земельного годичного круга - ночь на 25 июля.

Осенний цикл календарного фольклора. Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Обязательно совершался обряд "зажинки" с первым снопом. Его переносили с песнями на гумно, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу. Работа в поле сопровождалась "жнивными" и "дожиночными" песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай. Представление о жатве как о завивании бороды, восходит, возможно, к тем временам, когда “почитали Велеса и поклонялись ему, как богу, имеющему попечение над скотом”.

Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель».. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.

Классический фольклор — богатая система развитых, художественно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патриархальным сознанием народа.

Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые.

Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов.

В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира.

Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции.

Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания. Каждый вид составляет группа жанров.

Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.).

Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни

Колядки

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием 1 . Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок - песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепёшку
    В заднее окошко!

    Новый год пришёл,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!

Обряд колядования - обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков - существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце - требование подарков.

Масленичные песни

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен - встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.

Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.

    Как на Масленой неделе
    Со стола блины летели,
    И сыр и творог -
    Всё летело под порог!
    Как на Масленой неделе
    Из печи блины летели.
    Весело было нам,
    Весело было нам!
    Прошла Маслена,
    Кончилось гулянье,
    Идем теперь
    На отдыханье!

Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось - она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.

Весенние песни

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

    Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебами обильными.

Летние песни

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

    Во поле берёзонька стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Ах, люли, люли, стояла,
    Ах, люли, люли, стояла.

    Алыми цветами расцветала,
    Ах, люли, люли, расцветала.

Осенние песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

    Жали мы, жали,
    Жали-пожинали, -
    Жнеи молодые,
    Серпы золотые,
    Нива долговая 2 ,
    Постать 3 широкая;
    По месяцу жали,
    Серпы поломали,
    В краю не бывали,
    Людей не видали

Вопросы и задания

  1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
  2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
  3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
  4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
  5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
  6. Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
  7. Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
  8. Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

1 Это название происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло - круг.

2 Долговая - длинная.

3 Постатъ - обработанное поле.

Урок: Литературное чтение. (Учитель: Немкина Лариса Анатольевна)

Тема: Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Цели: 1) познакомить учащихся с обрядовым фольклором;

2) развивать любознательность, кругозор;

продолжить работу над качеством и скоростью чтения;

3) воспитывать уважение к традициям нашего края.

Оборудование: самовар, свечи, зеркало, самотканые половики, маски зверей, цветные платки, кокошники, фата, платье для невесты.

Карточки с новыми терминами: обряд, рождество, сочельник, святки, колядки, колядование, обычай.

Литература:

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

2. Ищук В.В. «Народные праздники» / В.В. Ищук, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 130с.

3. Лазарев А.И. «Уральские посиделки» / А.И. Лазарев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – 85 с.

4. Пашина В. «Жили – были, хоровод водили». Фольклорные праздники для 5 – 9 классов/ В. Пашина. – Ярославль: Академия развития, 2007

5. Рякина И.В. « Народные праздники»/ И.В. Рякина. – Екатеринбург, 2002. – 159 с.

6. Саверский Л.А. «Народные праздники Зауралья» / Л.А. Саверский. – Куртамышская типография, 2005. – 686 с.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

III. Повторение. Введение в новую тему.

С какими жанрами фольклора вы уже знакомы? Назовите.

(Загадки, частушки, поговорки, колыбельные песни, молчанки, потешки, считалки, дразнилки).

Это малые жанры фольклора.

А сегодня вы познакомитесь с обрядовым фольклором.

IV. Новый материал.

1) Обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи.

Календарные обряды и обрядовая поэзия – это древнейший вид народного творчества.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми зимними календарными праздниками и связанными с ними обрядами, обычаями, приметами, традициями, т.к. скоро наступит всеми нами любимый праздник Новый Год, узнаете о празднике Рождество Христово, которое празднуется 7 января.

Об истории этого праздника послушайте информацию. (Паюсова Настя).

История праздника

Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья – молодая женщина по имени Мария и ее немолодой муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а бог. Он спасает мир от страданий и грехов, но за это сам будет вынужден страдать. В ознаменование этого события на небе загорелась новая звезда.

И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

2. (У всех детей на партах листочки с информацией о празднике).

Прочитайте, какие атрибуты характерны для праздника Рождества Христова.

(Дети читают по «цепочке»).

Рождество

Рождество – это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В западных странах его празднуют за неделю до наступления Нового года, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю - через неделю после наступившего Нового года. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает нас в течение всего праздника. Рождество – большая радость и для детей, и для взрослых, потому что не закончена новогодняя сказка и есть возможность еще раз получить подарок.

На доске Сочельник – сочиво- сочник

Прочитайте, как проводился Рождественский сочельник.

Празднование

Сочельник

В канун Рождества, 6 января вечером, начинается праздничный сочельник. Свое название этот вечер получил от названия еды. Сочиво (сочник) – символичное угощение в виде каши. Для ее приготовления нужно было иметь мед, символизирующий райскую жизнь, пшеницу – росток новой жизни, сухофрукты, обозначающие итог жизни.

Рождественский сочельник проводился в самом строгом посте. Не ели ничего весь день. За стол садились, как правило, только после первой звезды, причем еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготавливались заранее. Для этого, кроме сочива, готовили разведенную медом кашу – кутью, которая знаменовала собой плодородие. По окончании вечера часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью».

День Рождества начинается с посещения церкви. Люди радостно поздравляли друг друга. К рождественскому ужину готовились торжественно: дома все было по-праздничному, наряжали елку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. По обычаю, первый блин скармливался скотине, второй выставлялся на заднее окно в качестве «поминального». Кроме обязательной еды, готовили много всего самого вкусного и накрывали на стол то, чем были богаты.

Несмотря на торжественность и строгость этого праздника, отличался он веселыми гуляниями, а на святки девушки устраивали гадания.

4. Итак, на святки девушки устраивали гадания.

(Выходят девочки, показывают сценку «гадания на суженого».)

Сценка.

ТЕТКА – Давайте гадать красавицы.

А как будем?

ТЕТКА – На свечах, зеркало ставьте, свечи зажигайте.

(Ставит зеркало, свечу, напротив садятся девочки.)

ТЕТКА – Кто, девчата, хочет погадать? Садись, Машенька, садись, милая, запевайте, девушки.

Ты гори, свеча, ты гори, другая,

Отразись-ка, в чистом зеркале.

Пусть мой суженый приблизится,

В чистом зеркальце предвидится

ДЕВ. – Ряженый- суженый, приходи ко мне ужинать!

ТЕТКА – Что видишь, Машенька?

ДЕВ. – Ой, девчонки, какой он старый!

ТЕТКА – А давайте на воду гадать, красавицы!

У меня ковш волшебный есть. Я сейчас слова буду заветные говорить.

А вы тихо стойте, меня не беспокойте…

Свечки спускайте да желанье загадайте

(Руку держит над ковшом и говорит.)

Ой, ты, ковшик да с водицей,

С водицей не простой, с водицей ключевой,

Ты колечки прими, да всю правду расскажи,

Красным девицам – свет, красавицам судьбу предскажи.

Ну, кому погадать? Заводи песню.

ПОЮТ - Колечко мое позолоченное, полежи в воде, на самом дне.

Правда сбудется, не минуется.

Глянь – ка, Наталья, твое колечко по дну бежит,

В этом году тебе замужем быть, недалече от дому жить.

Кому еще погадать? Да ты еще мала, тебе подрасти, Настя, надо.

Дев. – Ну, погадай, тетка Дарья!

Тётка – Ладно, заводи.

Глянь-ка … твое колечко спокойно лежит, по дну не бежит.

В этом году тебе замужем не быть, в этом году тебе в девках ходить.

Уже смеркаться стало, ну, девушки, повеселились, а теперь пора чай пить да гостинцы кушать.

(Раскладывает накаледованное угощенье.

Тетка ставит на стол чай, чайник, печенье, кружечки.)

В горенке самовар кипит - пойдемте чай пить.

Итог:

Учитель: - До сих пор в с. Медвежье Варгашинского района молодежь встречает Новый год в избе, коляду поют, частушки. Непременный атрибут Святок – гадание. Гадание на урожай в с. Чернавское Притобольного района проводили так.

Разбрасывали пшеницу, после её мели, а на второй день искали на подошве валенок зёрна. Если находили мало – плохой год. Если до десятка – то год средний, а больше – то год хороший.

А сейчас послушайте свадебную величальную.

(Выходят парни и девушки, со стороны жениха и невесты, поют песню, водят хоровод).

Вокруг жениха и невесты дети поют:

Виноград расцветает, - мальчики образуют круг, жених в центре.

Виноград расцветает,

А ягода, ягода поспевает. – девочки образуют круг, а невеста в центре.

2. Виноград Иванушка - перестраиваются в ручеек (мальчики с

Виноград Иванушка женихом).

А ягода- ягода свет - перестраиваются в ручеек (девочки с

Марьюшка, невестой).

А ягода- ягода

Свет Марьюшка.

3. Им люди позавидовали (2р.) - Выставляются из ручейка в

Им люди позавидовали, линию.

Что хорош, что пригож, что пригож, (2р.)

Во свете живешь.

(После хоровода поклон).

Итог: Прочитайте, как называются дни веселья и священного торжества Рождества Христово.

По «цепочке» дети читают:

Святки.

Святки, святые вечера – так называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (по настоящему календарю) и заканчивающиеся 19 января.

Об обычаях и приметах в Рождественские праздники расскажет Полякова Саша.

Обычаи и приметы.

Рождественские праздники сопровождались колядованием – обрядом, который известен на Руси с языческих времен. Коляда – языческий бог пиршества и мира. Для его прославления парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя и т.д. Такие маски в народе называли «харя». Именно маска – обязательнейшая святочная принадлежность – помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике. Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни – колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева давали им деньги и хлеба.

Коляда ты, коляда,

Заходи, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Уч-ль – А сейчас мы пойдем с вами колядовать. На доске колядки – колядовать.

(Выступают группа ребят – дети в масках зверей)

ХОЗЯЙКА: - Кузьма, глянь-ка, сколько гостей к нам пожаловало!

Здравствуйте, гости дорогие!

ГОСТИ: - Чем вы нас, хозяюшка одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

ХОЗЯКА: - Вот вам угощение: пряники медовые да леденцы сладкие!

ГОСТИ: - Добрые хозяева здесь живут. Спасибо.

Дай бог тому, кто в этом дому!

Кто в этом дому, ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

Из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог.

ГОСТИ: (Заходя в дом, «Сеют» пшеницей и поют, желая хозяевам здоровья и достатка.)

Сею, сею, подсеваю,

Я пшеницей посыпаю.

С новым годом поздравляю!

Сею, сею, посыпаю

Овёс, ячмень, радости желаю.

Гости уходят.

Приметы (дети читают)

Уч-ль – Под Рождество люди проверяли приметы, вспоминали пословицы, поговорки, загадки.

(Дети читают, запоминают по «цепочке».)

В Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой.

На рождество метель – пчелы роиться будут.

На Рождество иней – урожай на хлеб.

На Рождество два друга – мороз да вьюга!

Береги нос в большой мороз.

Итог: - Какие приметы запомнили?

Назовите.

Кто назовет другие приметы?

Прочитайте загадки:

(Дети читают загадки по «цепочке»)

Загадки

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.

Старик – шутник гулять не велит,

За нос домой тянет.

Без рук рисует, без зубов кусает.

Итог: мороз. Как догадались?

Итог: - Итак, вы познакомились с обрядовым фольклором на примере зимнего праздника Рождества Христова.

Перечислите, что относится к обрядовому фольклору. (Обрядовые песни, колядки, гадания, календарные праздники и связанные с ними обычаи, приметы)

Знакомство с календарными праздниками продолжим на следующих уроках.


До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились

разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор.

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт - персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами - Масленицы, Весны, Троицы - мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

По своей форме эти песни - краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Например, рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием - одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.

Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога -
Мы корову за рога.
Не дашь кишку -
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка -
Мы хозяина в пинка.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:

…Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.

Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:
Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!
Из образочков мне золот перстень, слава!
Из остаточков мне булавочку, слава!
Тем мне венцом венчатися, слава!
Тем кольцом обручатися, слава!
И той мне булавочкой убрус
притыкать, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин:
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
Там мужички-то все богаты
Гребут лопатой серебро.
Кому поем, тому добро
И слава!

Народная песня:
За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут золото лопатою, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

В масленичных песнях обычно Масленицу ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна…

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же
неделе было принято кататься с гор на санках.

Что касается троицкого цикла, то нужно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например
А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня

троицкого цикла:
Туча с громом сговаривалась:
Доля-лёли-лёли-лё!
«Пойдем, туча, гулять на поле,
На то поле, на Заводское!
Ты с дождем, а я с милостью,
Ты польешь, а я выращу!»…

а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.

Главный весенний жанр - веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы - в барабаны»).

Вот одна из веснянок такого рода:

…Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы -
В барабаны!

Вопросы и задания:

  • Какой фольклор называется обрядовым?
  • Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
  • Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
  • Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
  • Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.
  • Объясните значение слов:

толокно -

лапти - _____________________________________________________________________________

серп - ______________________________________________________________________________

жать - ______________________________________________________________________________

Обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка,

Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и др.

  • Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png